Одесский губернатор Немировский: Я не очень доволен позицией МВД
Владимир Немировский, бывший бизнесмен, ставший руководителем Одесской области, рассказал Фокусу о призраке южного сепаратизма, воинском долге местных бизнесменов и новых "смотрящих"
С улицы здание Одесской облгосадминистрации выглядит обычным расслабленным южным учреждением. Но внутри этот приют сибаритов ждет худшего, на что указывают два десятка бойцов внутренних войск, дежурящих на первом этаже. Судя по сложенным в углу матрацам, эти люди находятся здесь круглосуточно.
А этажом выше работает губернатор Одессщины – Владимир Немировский, назначенный на эту должность 3 марта 2014 года, человек с непростой биографией. Украина заговорила об этом "средней руки предпринимателе", как сам себя называет Немировский, пару лет назад. Тогда он с трудом отбился от рейдерской атаки на принадлежащую ему компанию "Стальканат-Силур" со стороны людей, близких к Виктору Януковичу. Немировский даже некоторое время скрывался в Израиле. Подобными историями в те годы трудно было кого-либо удивить. Но в отличие от многих других жертв рейдерских атак, владелец "Стальканата" не побоялся заявить, что за агрессорами стоит одесский бизнесмен Иван Аврамов, деловым партнером которого является Юрий Иванющенко, депутат-регионал и земляк Януковича.
Возможно, именно эта откровенность и довела Немировского до нынешнего поста. Хотя, вероятней, назначению он обязан тем, что в свое время был активным членом партии "Фронт змин" нынешнего премьера Арсения Яценюка.
Сегодня Немировский почти забыл о своих прежних бедах. Теперь его больше беспокоит не собственный бизнес, а местный сепаратизм и как с ним бороться. Еще одна проблема губернатора – его не слишком значительное реальное влияние на подопечный регион.
- Зачем в здании обладминистрации находятся внутренние войска? Опасаетесь штурма?
Милиции здесь немного – двадцать человек, и столько же в резерве. Ситуация нестабильная, действует усиленный режим охраны государственных объектов.
- Вы не ожидаете захватов госучреждений в Одесской области, как на Донбассе?
Не могу гарантировать, что ничего не будет, но захватам можно противодействовать. К тому же в Одессе сложнее повторить сценарий, реализованный на Донбассе. Во-первых, у нас нет границы с Российской Федерацией, через которую могут заезжать "туристы". Во-вторых, здесь правоохранительные органы более боеспособны, чем на востоке страны, и процентов на 70% выполняют поставленные задачи. Активно работает СБУ.
- Как вы для себя объясняете то, что происходит в Донецкой области?
То, что происходит на Донбассе, вызвано не только внешними причинами, но и внутренними. Это самые бедные с точки зрения жизненного уровня регионы. Этот дотационный регион перестал получать огромные финансовые вливания, за счет которых жил последние четыре года при Януковиче. Как только прекратились дотации, появились проблемы. Те товарищи, которые стоят за волнениями, требуют денег на содержание региона и бизнеса, который они контролируют. Это все и создает почву, на которой легко произрастают "зеленые человечки".
- Ситуацию дестабилизируют старые региональные элиты?
Да, именно.
- Кого конкретно вы имеете в виду – миллиардера Рината Ахметова?
Я плохо знаком с донецкими элитами, у меня просто есть понимание, как там все происходит. Я не буду называть фамилий, они и так всем известны.
- А кто раскачивает ситуацию в Одесском регионе?
В Одессе все эти силы – местные. Фронтменами являются молодые ребята, которые раньше бегали по всем политическим партиям, искали финансирование, чтобы состояться. Братья Антон и Артем Давидченко, например. Один из них (Антон Давидченко – прим. Фокуса) уже находится в СИЗО в Киеве.
По моим оценкам, идейное ядро людей на Куликовом поле (там находится так называемый антиМайдан Одессы – Фокус) – это несколько сотен человек. Они живут идеями Великой России. Около тысячи людей стоят за деньги. Их свозят, как правило, из самых бедных районов области: Измаила, Рени, Килии. Для них 200 грн – это существенные деньги. Постоянно там находятся 50-60 человек.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Может ли бунт сепаратистов перекинуться на Одессу
Но интересны люди, которые стоят не за деньги. Это наши, одесситы, они не приезжие. И о чем они говорят? Они говорят о повышении коммунальных тарифов, курсе доллара, что им страшно смотреть в будущее, не понимают, как им жить. Вот что главное.
Человек не чувствует заботы государства, не видит справедливости. Он видит, что его жизнь становится хуже, а чиновников поперло. Коррупция увеличилась, поборы умножились, чиновники богатеют. А человек беднеет и ему страшно. Как он после этого будет относиться к власти и этому государству? Плохо. И тут ему показывают, что в России будет хорошо.
- Чего хотят старые элиты, которые, по вашим словам, негласно поддерживают протест?
Старые элиты хотят одного – денег. И в Донецке, и в Одессе – одинаково. Они качают ситуацию, чтобы сохранить влияние, которое, опять же, пытаются снова конвертировать в деньги.
- Силовики координируют свои действия с вами?
Безусловно. Но я очень недоволен позицией МВД по всем вопросам. Очень плохо ведется оперативная работа. Перед каждым массовым мероприятием я провожу координационные совещания. В этом кабинете сидят прокурор, руководители МЧС, СБУ. Мы детально продумываем мероприятия, но в итоге милиция каждый раз все сводит к тому, что, дескать, "мы не допустили массового кровопролития". Вот это их сегодняшнее позиционирование: жертв нет, мы - молодцы.
Механизм силовых структур, да и всех государственных органов, за десятилетия развален. Чем занимались все структуры на протяжении многих лет? Милиция, прокуроры, губернаторы, чиновники занимались сбором денег с предпринимателей и граждан. И вот впервые им стали ставить задачу – их личное время, которое всегда уходило на личное обогащение, тратить на государственные задачи. Это непривычно.
- Милиция деморализована?
Милиция не деморализована. В Одессе за последнее время были разные ситуации, но ни один объект не был сдан, ни одного серьезного столкновения не было. Но есть одна важная вещь. Милиционеров тягают в прокуратуру по событиям зимы – многие сотрудники тогда находились в Киеве. В результате они боятся занимать активную позицию, боятся заявлений от граждан. Поэтому я собираю прокурора и руководителя милиции, чтобы вырабатывать совместную позицию. Чтобы милиция не боялась, чтобы действовала более уверенно. Они должны понимать, что им завтра не начнут предъявлять превышение служебных полномочий.
- Вы говорите, что не было столкновений. А как же стычки 10 апреля в связи с приездом в город кандидата в президенты Олега Царева?
В тот день появились силы, называвшие себя "Самообороной", они были на автомобилях с киевскими номерами. Это они начали провоцировать Царева. Тут же на подмогу примчались представители Куликова поля. Вариантов два: это мог организовать сам кандидат в президенты, чтобы его приезд был замечен, либо это была чистая провокация. Сейчас идет экспертиза фото и видео материалов, идет установление личностей.
- Миллиардер и губернатор Игорь Коломойский в Днепропетровске создает отряд специального назначения "Днепр", привлекая гражданских лиц. Ранее министр внутренних дел Арсен Аваков фактически призвал к этому и других губернаторов. Правильно ли это – выдавать оружие гражданским по такой схеме?
Министр предлагает в ускоренном порядке выдать оружие патриотически настроенным гражданам. Но автомат – штука сложная и опасная. Я направил министру официальное письмо со своим предложением по этому вопросу. В Украине действует положение о подразделении "Омега", вот на его базе имеет смысл создать спецподразделение – отряд специального назначения "Шторм", который бы прямо подчинялся командованию Внутренних войск МВД Украины. В Одесской области есть необходимая инфраструктура, материально-техническая база, поэтому задача по развертыванию отряда спецназначения "Шторм" может быть решена в кратчайшие сроки. Более того, привлечение личного состава из числа военнослужащих внутренних войск позволит создать по-настоящему боевое подразделение в рамках действующей нормативно-правовой базы.
- Где будете набирать людей?
Это все люди, прошедшие многолетнюю специальную подготовку: альфовцы, отряд "Омега", спецназ, армейские подразделения. Местные предприниматели взяли на себя обязательство этих бойцов одеть, обуть и обеспечить снаряжением, например бронежилетами шестого класса – это натовский стандарт, шлемами, приборами ночного видения, цифровыми радиостанциями. Экипировка бойца стоит до $4 тыс. Они также готовы обеспечить бойцам высокую заработную плату. В течение двух недель можно набрать 50-60 человек, в течение трех недель – 100 человек. Основная функция – выполнение любых задач. Сотня опытных людей – это лучше, чем 400 патриотически настроенных граждан.
- Постойте, вы свою частную армию создаете?
Нет. Все чисто и прозрачно. Они будут иметь официальную зарплату от государства, а все остальное – это благотворительность. Одесские предприниматели хотят помочь – кто им может это запретить?
- Каждая власть расставляет своих "смотрящих". В Одесской области после бегства Януковича они сменились?
Уже есть другие. Я общаюсь с предпринимателями, принимаю граждан. Коррупция меньше не стала.
- Вы как губернатор не пробовали это изменить? Почему многие прежние сохранили свои места?
Я не могу их уволить. Указом и.о. президента от 1 марта 2014 главы областных государственных администраций лишены полномочий по увольнению руководителей всех территориальных руководителей, таких как казначейство, ГАСК, земельные ресурсы, леспромхоз. Их там около 40. Это все коррупционные вертикали. Я от себя написал руководству страны рекомендации по этим персонам. Получил ответ: ваше мнение очень важное, но пусть работают.
- При Януковиче на ваш бизнес оказывали давление люди из милиции и прокуратуры. Сейчас они все так же занимают свои должности?
Нет. Только один из них сохранил должность - начальник областного УБОПа. Я лично обращался по этому вопросу, но человек все равно работает.
- Получается, что значительную часть чиновников вы просто не контролируете. Вы в слабой позиции как губернатор?
Это действительно сложно. Можно продавить свои решения на личной воле, на большом желании. Но прямых функций у меня нет. Это факт. Мне не подчиняется прокурор. Я провожу координационный совет, мы вырабатываем совместные решения, направленные на улучшение ситуации. Но потом получается так, как получается.
- Когда вы пришли на должность, то одним из основных приоритетов называли борьбу с коррупцией.
Я стучусь во все органы центральной власти с требованием произвести кадровые замены. Мне нужен хотя бы один орган, который способен действовать. Вы же понимаете, что сами коррупционеры не будут бороться с самими собой. А вся система состоит из вчерашних людей.
- Сейчас два рейтинговых кандидата в президенты: Петр Порошенко и Юлия Тимошенко.
Большой разницы между этими кандидатами я не вижу. Они руководители, имеющие определенное прошлое. Все время все обсуждают личности, - это пустое. Нужно создавать гражданское общество, оно само себя не создаст. Моя задача, поставленная премьером, одна: обеспечить прозрачное проведение выборов и чтобы не применялся административный ресурс. Народ выбирает тех, кого хочет. Всевышний сказал, что любая власть от бога. И я в том числе.
- Украине нужна децентрализация?
Нужна. Только надо называть это не децентрализацией, а нужно произвести передачу власти народу. Кардинально пересмотреть способ формирование бюджета. У государства должны быть приоритеты: армия, наука, образование, культура, медицина. Это общегосударственный бюджет. Его надо посчитать, сделать прозрачным, объяснить людям, что мы строим.
Виталий Атанасов, Фокус