Новый обман. Что стоит за последними заявлениями Путина

Российский президент пытается отстраниться от событий в Украине и хочет выиграть время для боевиков-сепаратистов

Официальная позиция России в отношении выборов в Украине 25 мая и сепаратистского референдума 11 мая за последние сутки развернулась на 180 градусов. "Проводить выборы в ситуации, когда армия используется против части населения, достаточно необычно", – еще вчера заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров. Еще более категоричным был пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: "Очевидно, что в условиях военных действий, карательной операции и массовых убийств говорить о выборах, по меньшей мере, абсурдно". Но уже сегодня шеф Пескова озвучил совершенно противоположный тезис: "Запланированные в Киеве президентские выборы – сами по себе шаг в правильном направлении". Более того, президент России призвал восточноукраинских сепаратистов отложить референдум об отделении от Украины.

Что могло заставить Путина так кардинально поменять свою публичную позицию по Украине?

Первая возможная причина – попытка российских властей демонстративно отстраниться от происходящего в Украине. В глазах мирового сообщества Кремль хочет показать, что сепаратисты являются абсолютно независимой силой, которая сама решает, где и когда проводить плебисциты. При этом давать им какие-то указания РФ якобы не может. Так что поспешное заявление руководства "Донецкой народной республики" о готовности учесть пожелание Путина, еще не означает, что референдум действительно перенесут. Хотя бы потому, что сепаратистское движение Донбасса – это конгломерат из пары десятков автономных "республик", "фронтов" и "ополчений", у каждой из которых есть свое руководство и свои интересы.

Что касается заявлений Путина о президентских выборах в Украине, сделаны они с той же целью – представить миру, что Россия честно заинтересована в их проведении. Тем не менее, голосование 25 мая вполне реально будет сорвано, во всяком случае, в отдельных регионах страны. Это даст Кремлю очередной повод подчеркивать несостоятельность украинской власти: дескать, Россия никак не мешала проведению выборов и даже публично их поддержала, но "самопровозглашенная киевская власть" оказалась попросту неспособной их провести.

Вторая возможная причина – события на Востоке Украины развиваются не плану российской власти. Массовой народной поддержки сепаратисты так и не получили. Напротив, местное население, еще недавно восхвалявшее Путина и Ко, все чаще выказывает недовольство тем хаосом, который сепаратисты развели в Славянске, Краматорске и прочих захваченных городах. К тому же антитеррористическая операция со скрипом, но продвигается: сепаратисты регулярно несут ощутимые боевые потери, а главную горячую точку, Славянск, украинские войска надежно взяли в оцепление. Попытки прорыва для сепаратистов заканчиваются неудачами.

Поэтому заявления Путина выглядят как желание тянуть время, давая возможность боевикам в Донбассе перегруппироваться и подтянуть резервы. Не зря "предложение" Путина отложить референдум 11 мая было озвучено в связке с призывом к украинской власти "немедленно прекратить все военные и карательные операции на юго-востоке Украины". Тем более что пока реальных намерений сепаратистов сложить оружие не наблюдается. Напротив, ближе к вечеру они опять взяли под контроль ранее освобожденное здание Мариупольского горсовета, захватили облпрокуратуру в Луганске, заставляют директоров донецких школ оборудовать участки для проведения "референдума" в это воскресенье. То есть никаких реальных свидетельств их готовности к переговорам нет.

Безусловно, можно предположить, что сегодняшние заявления Путина – первый шаг на пути к деэскалации конфликта в Украине, сделанный им под давлением международного сообщества. Однако Путин, по всей видимости, снова всех обманет. И этому уже есть первое подтверждение: президент РФ заявив, что российские войска уже отошли от границ Украины, тогда как наши пограничники и представители НАТО ничего такого не заметили.

Милан Лелич, Фокус