Роман Безсмертный: Уничтожение украинской государственности продолжается
Лидер партии "Третья украинская республика" Роман Безсмертный – о досрочных выборах, повторении ошибок 2005-го, партии президента и жизни после Порошенко
Последний раз Фокус общался с Романом Безсмертным в декабре прошлого года. Тема беседы была очевидна – Майдан как раз набирал обороты, и политик рассуждал о том, как заставить Януковича прислушаться к требованиям людей.
Теперь, когда режим беглого президента свергнут, Безсмертный уверен, что результаты Майдана ничтожно малы, а разрушение украинской государственности продолжается. Выход он видит один – проведение досрочных парламентских выборов.
Смерть политики
Что изменилось в Украине за последние семь месяцев?
Процесс уничтожения украинской государственности продолжается. Ни Майдан, ни президентские выборы не смогли его остановить. Война, например, только обострилась. Одно дело – воевать за Славянск, совсем другое – за Донецк и Луганск. Я отказываюсь понимать, как можно было выпустить противника из небольшого Славянска и впустить его в миллионный Донецк.
Но дело даже не только в военных ошибках. Посмотрите на экономику. Один за другим ложатся банки, охлаждение экономики идет колоссальными темпами. Причина одна – режим Януковича убил политику в Украине. Политиков у нас нет.
Кто же тогда есть?
Сегодня есть объекты пиар-процесса и есть военные. Ни те, ни другие не имеют ничего общего с политикой в ее верном понимании: единство государства и общества, поиск путей решения проблем, которые вырабатываются совместно партиями, государственными структурами, обществом. А квинтэссенция отсутствия политики в стране – деятельность в Украине партий, которые носят выражено антиукраинский характер.
Неужели благодаря Майдану ничего хорошего не случилось?
Мы добились лишь одного – диктатура Януковича свергнута. Точка. Если мы возьмем условия и параметры подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом, то увидим, что ЕС сделал нам большущий аванс. Европа, пусть и в своих интересах, делает все для того, чтобы уберечь Украину от открытой российской агрессии. Потому они закрыли глаза на невыполнение нами целого ряда базовых условий для таких соглашений: у нас, по сути, нет государственной границы, у нас открытый военный конфликт с соседним государством и так далее. В любом случае, этот аванс нам придется отработать.
И что надо сделать украинской власти?
Основой всех изменений должны были стать досрочные парламентские выборы. Сейчас уже весь украинский истеблишмент понимает, что их может не быть осенью и вряд ли они произойдут весной. Это означает, что никаких глобальных изменений, которых требовал Майдан, не происходит сейчас и в ближайшие три года не произойдет.
Почему вы считаете, что выборов не будет?
У меня полное дежавю 2005 года. На второй день после инаугурации нового президента должен был издан указ о досрочных выборах. Я не знаю, какой "талант" переубедил тогда Виктора Ющенко, а сейчас Петра Порошенко в том, что сперва надо создать пропрезидентскую партию, выстроить региональную сеть и т.д., а уже потом идти на выборы. Я говорил Ющенко, и сейчас говорю Порошенко: пока вы разродитесь, вы получите парламент, который не то, что не будет способен на любые реформы, но и вообще уничтожит президента. Это переминание с ноги на ногу, которое второй раз повторяется в украинской истории, свидетельствует о полной незрелости украинских политиков.
Они зачем-то создают боевые отряды, частные армии. Скажите мне, в истории какой страны были случаи, когда каждый регион и каждый политик имели по своему батальону?! В ранг государственной политики введено назначение олигархов на высшие государственные должности! Уверен, что все нынешние шаги власти ведут к уничтожению государства, хотя и объясняются необходимостью его сохранить.
То есть Борис Ложкин, Юрий Косюк или Дмитрий Шимкив, построившие успешный бизнес, госслужащим быть не могут?
Они вполне способны приобрести нужную квалификацию, для этого необходимо время – хотя бы полгода. Можно быть успешным бизнесменом и не эффективным госслужащим, и наоборот. Другое дело – сегодня эти люди не готовы выполнять свои функциональные обязанности, поскольку у них нет должного опыта. Работа в АП должна быть доведена до автоматизма. Это как собрать автомат Калашникова с закрытыми глазами. Для того, чтобы сделать это быстро и правильно, необходимо месяцами тренироваться. Оценивать работу названых вами государственных менеджеров будем со временем. К этим моим рассуждениям можно было бы относиться как к интеллектуальным экзерсисам, если бы с каждым днем в Украине не погибало все больше людей. Что мешает одновременно проводить войну и запускать настоящий политический процесс? Часто говорят "война все спишет" – она не только не спишет, она заставит нас еще глубже увязнуть в болоте.
Как в анекдоте
По-вашему, президент должен издать указ о досрочном проведении выборов, независимо от того, есть для этого конституционные основания или нет?
Да, и в преамбуле надо расписать все злодеяния нынешнего парламента настолько ясно, чтобы и через сто лет к этому указу не возникло вопросов.
Складывается впечатление, что вы просто хотите стать народным депутатом, поэтому и требуете проведения досрочных выборов. Значит, партия "Третья украинская республика" (ТУР), которую вы возглавили 1 июля этого года, создавалась именно для этого?
На протяжении года я работал в рамках общественной инициативы ТУР. Но мы пришли к выводу, что повлиять на процессы можно лишь путем создания партии и участия в выборах. Хотя сегодня понятно, что выборов в ближайшие месяцы может не быть. Я бы хотел знать, как это объяснят обществу.
Третью украинскую республику создал Юрий Луценко, но глава партии – вы. Выходит, Луценко возглавит президентскую партию "Солидарность", о чем так много говорили после победы на выборах Петра Порошенко?
Все станет ясно в ближайшее время, после съезда "Солидарности". Это в первую очередь испытание для самого Луценко. Если он решит принять участие в проекте под названием "Политическая партия Петра Порошенко "Солидарность", это дает нам возможность действовать так, как мы действовали год до того, если он решит остаться лидером ТУР, будет другой вариант. Все зависит от Юрия Витальевича.
Вы общаетесь с Луценко – какой может быть у него мотив бросить ТУР и уйти в партию Порошенко?
Мне сложно судить, я подожду его решения.
Съезд "Солидарности" – это не свидетельство того, что выборы все же будут?
Как раз наоборот. Для того чтобы эта партия встала на ноги и в организационном смысле что-то собой представляла, нужно потратить немало времени. Вы скажете: "Да сейчас в такую партию быстро прибежит куча людей". В том-то и дело. А какое качество будет у этого человеческого материала?! Все будет как в анекдоте: "У нас в самолете есть бассейн, тренажерный зал, футбольный стадион и поле для гольфа, а сейчас мы со всем этим попробуем взлететь…" Я пожелал бы им взлететь, но начало проекта "Политическая партия Петра "Порошенко" – это начало конца политика Петра Порошенко.
Президенту следовало бы самоустраниться от партийной жизни?
Разве СДПУ(о), НДП, "Наша Украина" – это не уроки? Будет очередная партия власти с бесславным концом. Сейчас достаточно партий, с которыми президент может сесть за стол и договориться о решении актуальных государственных проблем.
В случае создания такой партии она моментально начнет сращиваться с государственным аппаратом, что, как показала недавняя история, не приведет к добру. В первую очередь я упрекаю тех, кто висит у Порошенко на ушах и доказывает необходимость создания партии президента. Если и создавать партию, то ее должны создавать те, кто находится не во власти, а в оппозиции.
Иначе в партию начнут добровольно-принудительно вступать директора школ, главврачи и прочие госслужащие, как в свое время в те же НДП или Партию регионов?
Этот процесс уже идет и приобретает анекдотические формы. Президент дает отмашку тем или иным людям, они начинают "работать" по регионам, обзванивать директоров школ и предприятий "от имени и поручению главы государства", потом докладывать, что у них уже столько и столько членов партии и т.д.
Это было бы не так плохо, если бы само общество не поменялось. Скажите, неужели герои Майдана не достойны принимать участие в политике? Разве можно будет рядом посадить сотника Парасюка и экс-главу облгосдаминистрации, который сейчас формирует партию "Солидарность"? О чем они будут говорить? Какое доверие между ними может быть? Один лишь приход людей Черновецкого в команду Порошенко на киевских выборах свидетельствует о многом – в первую очередь о том, что партийные процессы не могут начинаться в кабинетах. Я подчеркиваю, я не критикую сейчас лично Порошенко, которому приходилось формировать свою команду "с колес".
Тогда кто толкает президента на эти шаги?
Есть политический процесс. Президенту надо было назначить генпрокурора, членов Нацсовета по теле- и радиовещанию и массу других органов. Президент приходит в парламент, начинает договариваться, ему говорят: мы согласны назначить того и того, но вы нас, Верховную Раду, не трогайте.
Жизнь после Порошенко
В кулуарах ВР часто говорят, что этот парламент для главы государства "понятен", он знает, как с ним работать. В то же время неизвестно, каким станет следующий парламент после досрочных выборов.
Я не вижу аргументов, чтобы сохранить этот парламент. Он не имеет права на жизнь. И чем быстрее президент издаст указ о роспуске, тем сильнее будет доверие к президенту, тем больше шансов на то, что политика в Украине возродится как таковая. Сейчас у нас ситуация с одним ходом – или этот ход будет сделан, или будет вчистую проиграна вся партия.
Но состав следующего парламента может оказаться непредсказуемым – особенно, если мы посмотрим на рейтинги некоторых радикальных сил.
Еще месяц назад вы бы не сделали такого замечания. У вас бы и мысли не возникло – было понятно, что выборы априори надо проводить. Знаете, о чем я сейчас больше всего думаю? О жизни после президента Порошенко. Если бы Ющенко в 2005-ом принял решение о перевыборах, Янукович никогда не стал бы президентом. Если Порошенко сейчас не распустит Раду, мы получим следующего президента, который точно убьет наше государство. Какая у него будет фамилия – я не знаю.
Согласно соцопросам самые популярные сейчас партии – это Радикальная Олега Ляшко и Солидарность Петра Порошенко. Данные политсилы – проекты чисто лидерского типа. Почему украинцы даже после Майдана не перестают вестись исключительно на лица вождей партий, а не на их идеологию, программу и т.д.?
Потому что политику мы рассматриваем как путь в парламент, а не как процесс, обеспечивающий единство общества и государства. В этом и спрятана проблема всех вождистских партий. Если наша ТУР продолжится как интеллектуальный проект, она никогда не сможет повлиять на принятие государственных решений. Поэтому нам нужен вождь! С другой стороны, как только вся система замыкается на лидера – это начало конца. В Украине политика должна состояться как ремесло. Действующее законодательство не обязывает партии быть посредниками между властью и обществом. В Украине они действуют как бизнес-корпорации, вот люди так и поклоняются различным вождям, которых они считают авторитетами для себя.
Возможно, дело вовсе не в правовой модели, а в незрелости общества, о чем так любят говорить социологи?
Нет. Это дело государства: определить требования к партиям и санкции за их невыполнение.
Беседовал Милан Лелич