Экс-командующий войсками ПВО Украины: Террористы стреляли наобум
Зенитно-ракетные комплексы в руках террористов используются просто – боевики стреляют во все, что летит над ними
Экс-первый замминистра обороны (6 октября 2004 г. — 25 февраля 2005 г.), генерал-полковник Александр Стеценко, командовавший украинскими войсками ПВО с 1996 по 2000 год, рассказал Фокусу о том, кто и как мог сбить Боинг 777 в Донецкой области.
Каким оружием можно поразить лайнер, летящий на высоте более 10 километров?
Наиболее подходящим вариантом являются два ракетных комплекса, которые есть на вооружении России. Это или "Панцирь-С-1", поражающий цели на высоте до 15 км, или же "Бук-М1" или его модификация "Бук-М1-2". Они способны сбивать цели, летящие на уровне 22-25 км. При этом они достаточно мобильны – первый на колесном ходу, а второй на гусеничном – и им не нужно дополнительных средств обнаружения для выполнения боевых задач. Другие комплексы, требующие также командного пункта с локатором, как например "С-300", явно подходят меньше для того, чтобы забрасывать их через границу с Украиной. Скорее всего, это была одна из модификаций комплекса "Бук-М1".
То есть чтобы сбить самолет, "Буку" не нужно никакой дополнительной техники – радиолокационной станции и командного пункта?
У него есть своя система обнаружения целей, и он может самостоятельно выполнять боевые задачи. Другое дело, что наличие упомянутой вами техники помогает эффективней работать по маневренным и скоростным целям – истребителям и крылатым ракетам. Но для военно-транспортной и штурмовой авиации этого достаточно. Для пассажирского самолета тем более.
Это могла быть техника украинской армии, захваченная Россией в Крыму?
Да, конечно. Но вовсе не обязательно. Это могла быть и российская техника. Сейчас невозможно говорить об этом уверенно. Но вполне предсказуемо, что после того как наша авиация начала наносить террористам серьезный ущерб, те, кто их поддерживает, начали задумываться о средствах противодействия. Началось все с переносных зенитно-ракетных комплексов, российское происхождение которых не вызывает никаких сомнений. Но этого было недостаточно, потому что даже самые современные из них, как ПЗРК "Верба", не способны сбивать воздушные цели на высоте более 4,5 км. Так что идея пойти дальше и дать террористам оружие посерьезнее стала логичным продолжением этой тактики.
А если речь идет все же о наших установках, захваченных в Крыму, система опознавания "свой-чужой" не могла бы стать препятствием для их использования террористами?
Конечно, это не очень просто – нужно снять шесть степеней защиты. Но подготовленный расчет способен это сделать. Так что если над техникой поработают военные специалисты другой страны, это не станет препятствием. При желании ее можно перепрограммировать.
Это могла быть техника, захваченная террористами уже в Донбассе? В свое время ряд российских СМИ распространяли подобные новости.
У нас там уже нет ничего из средств ПВО. Все было или заблаговременно выведено, или уничтожено. Так что однозначно речь идет о "подарке" от наших соседей.
Речь может идти о быстро обученном местном населении или же для управления таким комплексом нужны кадровые военные?
Люди, обслуживающие эти ракетные комплексы должны быть хорошо обучены. И это не один обученный человек, нужна слаженная команда. На это уйдет минимум 3-5 месяцев. А для офицера – не меньше полугода. Так что на подготовку расчета нужно хотя бы шесть месяцев.
Боинг могли случайно сбить украинские военные?
Нет, в Украине организовано боевое дежурство, где на центральном командном пункте есть вся информация о воздушной обстановке. Производится сопровождение всех воздушных целей, которые находятся в коридорах международных авиалиний. А вот террористы всей этой информацией могли и не обладать. Если у них не было данных о времени пролета, и не была налажена связь с аналогичной системой Российской Федерации, они фактически стреляли наобум. Понятно, что после этого комплекс нужно будет как можно скорее убрать с украинской территории – обгоревшую краску и другие материальные свидетельства пуска ракеты будет очень легко обнаружить.
А есть какие-либо автоматические механизмы для предотвращения атаки на гражданские самолеты, или все отдано на откуп людей, наводящих ракеты?
Чтобы предотвратить подобные трагедии, украинские войска ПВО и несут боевое дежурство. А зенитно-ракетные комплексы в руках террористов представляют собой такую угрозу – они стреляют во все, что летит над ними.
Беседовал Александр Голубов