Израильский спецслужбист Кедми: Украине нужно позаботиться о ПВО
Бывший глава израильской спецслужбы "Натив" разведчик Яков Кедми — о безопасности воздушного пространства над Украиной
В открытых источниках опубликованы перехваченные СБУ телефонные разговоры военного руководства "ЛНР" и "ДНР" о ввозе в Украину зенитно-ракетного комплекса "Бук-М", который сбил малазийский "Боинг-777", пролетавший над нашей страной. Означает ли это, что небо над Украиной теперь является "зоной риска" и возможно ли было предотвратить трагедию, зная, где находится и как передвигается установка?
Странно, что эти сведения не были опубликованы сразу. У украинской стороны не было причин молчать о том, что противник ввозит на ее территорию такое серьезное вооружение. Удивительно, что нет информации о технических "следах" передвижения и использования "Бука-М" в лагере сепаратистов. Таких следов должно быть множество. Ракетные батареи состоят из нескольких элементов, которые в современном мире почти невозможно передвигать незаметно. Между ними должна быть электронная и радиосвязь. Даже простой локатор невозможно включить так, чтобы его никто не зафиксировал. Во время ведения военных действий противовоздушная оборона (ПВО) — одна из самых важных систем. Если работу такой установки засекают, то ее частоты прослушивают постоянно. Такая установка должна была находиться под самым пристальным наблюдением. Пока нет информации о том, как она работала, откуда получала команды, где люди, которые ею занимались. Это должны были фиксировать все, в том числе и спецслужбы соседних государств. Да и подготовка персонала для обслуживания системы "Бук" занимает примерно полгода — ее нельзя просто привезти и использовать.
Возможно, у спецслужб есть основания замалчивать эти сведения?
Оснований скрывать такую информацию нет. Разведданные держат в секрете, когда они связаны с агентурной работой и огласка грозит разоблачением агента. Тут же речь идет о военной электронной разведке — пеленгации систем ПВО. Это то, что делают все и всегда. Помните, в начале 2000-х был по ошибке во время учений сбит российский самолет, летевший из Израиля? Тогда было столько технических следов пуска ракеты, что сам факт подтверждался множеством заявлений. То же происходило, когда американский эсминец в 1988 году сбил иранский пассажирский самолет. Запись телефонного разговора может быть основанием для подозрений о наличии у сепаратистов такой ракетной батареи, но подозрения эти должны подтверждаться десятками других свидетельств, которых просто не может не быть. Они легко обнаруживаются.
Нынешний посол Израиля в Украине сравнивает последние украинские события с тем, что в свое время происходило на его родине. Значит ли это, что нашей стране со временем понадобится система ПВО, аналогичная израильскому "Железному куполу"?
Он с этими делами знаком не понаслышке. В армии он был офицером военной разведки, причем хорошим офицером. Однако для того, чтобы рекомендовать определенную систему безопасности, нужно понять, от каких именно угроз вам нужно защититься. Это только военная опасность или еще и экономическая, например, в виде контрабанды. Также необходимо понимать, самолетами вам угрожают или ракетами, а если ракетами, то длинного или среднего радиуса действия. С конвенциональными или не конвенциональными боеголовками. К примеру, Израилю приходится иметь дело с угрозами от ракет ближнего радиуса действия до 10, 20, 30 и 40 км, которыми атакуют террористы. Ради отражения этих ударов мы и разработали уникальную систему "Железный купол". Другим государствам она не нужна. Я уж не говорю о том, что существуют вопросы финансирования, логистики и подготовки персонала.
Если бы вы консультировали Минобороны Украины о создании эффективной системы ПВО, что бы вы посоветовали?
Для украинского Генерального штаба разработка комплекса ПВО — задача серьезная. Ваше воздушное пространство очень велико, и потенциальные риски разнообразны. Для оценки их актуальности требуются разведданные. Cоздавая систему противовоздушной обороны, важно позаботиться о самостоятельной поддержке ее жизнеспособности. Военная техника нуждается в ремонте, и если его невозможно осуществлять на территории страны — это серьезная проблема. В Израиле и Египте на вооружении есть одинаковые самолеты F16, но разница в том, что мы практически все необходимые работы по их техническому обслуживанию осуществляем самостоятельно, а египтяне — очень немногие. Основные узлы этих самолетов им приходится ремонтировать на военных базах США либо в самой Америке, либо в Европе. Что, конечно, ограничивает их возможности.
Беседовала Мария Бондарь