Комбат Донбасса: Россию остановит только поток гробов из Украины

Фото: Дарья Решетняк, Фокус
Фото: Дарья Решетняк, Фокус

Семен Семенченко – о снабжении, координации, боевом духе и дисциплине в войсках АТО, диверсантах в тылу, пленных сепаратистах, частных армиях и послевоенной Украине

Related video

Командир добровольческого батальона "Донбасс" Семен Семенченко – один из самых загадочных участников антитеррористической операции. Он никогда не снимает балаклаву перед камерами, отказывается говорить о своей биографии, даже его настоящее имя, год рождения и род занятий перед войной доподлинно неизвестны. В отличие от многих чиновников и военных деятелей, нынешнее состояние украинской армии он оценивает очень трезво. Бороться с антиукраински настроенными гражданами предлагает жестко – например, лишением их избирательных прав. По окончании войны никакой благосклонности от власти в отношении воинов-добровольцев не ждет, скорее, наоборот.

Три месяца до конца

Как сейчас снабжаются силы АТО?

Я не знаю, что с другими частями, но нас как не обеспечивало государство, так и не обеспечивает. Бронежилеты, форма, берцы, провиант, машины и топливо для них и т.д. – все это мы покупаем сами, за средства, которые жертвует население. Из бюджета нам не выделили ни копейки. Только оружие, и то, мы более-менее вооружились, только захватив склады сепаратистов.

Вы довольны координацией с другими подразделениями? Как минимизировать потери от дружественного огня?

Избежать потерь от дружественного огня невозможно. Они являются следствием низкой выучки войск, а у нас низкая выучка, ведь она происходит уже в процессе боевых действий, а не до них.

Вопрос координации действий лучше всего решать на горизонтальном уровне – не через министерство и начальство, а на местном уровне. С адекватными командирами у нас нормальное взаимодействие, с неадекватными - его нету. На высшем уровне министерства плохо координируют свои громоздкие бюрократические машины. Может приехать какое-то подразделение, о котором других не предупредят, и они попадут под огонь своих же. Таких случаев немного, но они бывают.

После того, как силы АТО добились существенных успехов, боевой дух наших солдат вырос?

Наш боевой дух немножко подрывается тем, что на освобожденные территории начинает возвращаться прежняя власть: работники милиции, прокуратуры и т.д. Говорится, что другие кадры взять неоткуда, хотя это не так. Возвращаются и предприниматели, среди которых есть, те кто поддерживал сепаратистов. Это приводит к конфликтам, в том числе и физическим, поскольку мы на это спокойно смотреть не можем. В целом же, боевой дух на высоте. Но он зависит от конкретного подразделения.

Лично мы наконец-то добились того, чтобы непосредственно участвовать в штурме Донецка. Этот город – символ, и мы хотим, чтобы над ним висел украинский флаг. Сразу возникает проблема стратегии и тактики. Если валить из тяжелого вооружения, погибнет много гражданских. Если работать больше стрелковым оружием, погибнет много наших солдат.

И какой выход вы видите?

Надо применять высокоточное оружие. У нас есть такие разработки, надо только их применить на практике. Или закупить за рубежом, пусть даже провезти контрабандой. Сейчас самое время.

Я очень боюсь, что возникнет ситуация, когда нам скажут: к такому-то числу водрузить флаг там-то.

Например, ко Дню независимости освободить Донецк.

Насколько я владею ситуацией, такое задание выполнить нереально.

Как много времени потребуется?

На поэтапную зачистку кварталов может потребоваться около месяца-полтора.

Как много надо времени, чтобы освободить всю территорию Донбасса от террористов?

Для этого надо выполнить несколько условий. Во-первых, зачистить предателей, которые сливают информацию. Во-вторых, заменить лиц, которые плохо обеспечивают логистику, при этом кричат "ура!" на телеэкранах. Если ситуация останется такой же, месяца два-три нам потребуется для освобождения Донбасса. Но потом возникнет другая проблема – террористические акты. Сейчас многие люди считают, что где-то там далеко идет антитеррористическая операция и все. Серьезные теракты, например, в Киеве, могут сильно поменять общую обстановку.

Надо предпринимать конкретные шаги: у нас мало оборудования по поиску взрывчатки, служебных собак, специалистов и т.д. Нужно срочно заниматься этими угрозами.

Почему не арестовуются российские активы, почему не прерваны экономические отношения?! У власти такая позиция: нельзя это делать, потому что Россия пойдет на вторжение. Но вторжение пока невыгодно самой России. И чем больше мы будем защищаться, тем меньше ей будет это выгодно. Единственное, что ее сейчас может остановить – это поток гробов, которые поедут из Украины в восточном направлении. Если мы воюем, давайте готовиться к разным сценариям. Разведчики и спецслужбы расскажут вам, какой ассортимент ассиметричных действий мы уже сейчас можем предпринять.

Я скажу неприятную вещь: наша армия почти не изменилась. Просто солдаты психологически уже готовы воевать – это уже большой шаг вперед, но в остальном ничего не поменялось: структура, организация, логистика на том же низком уровне, как и раньше. Нужно немедленно переходить с советской модели на модель НАТО. Даже в условиях блокады со стороны западных стран на передачу военных технологий и вооружений, нам надо выезжать за счет диаспоры, даже за счет контрабанды, подкупать кого-то и т.д. Сейчас цель оправдывает средства.

Какова дисциплина в украинских войсках? Есть немало сообщений, что она, мягко говоря, хромает…

Самые дисциплинированные – те, где командир ставит себе такую цель. Мы за время нахождения в зоне АТО поменяли 20% личного состава – за пьянки, за попытки мародерства, за излишнюю жестокость, когда людям приносит удовольствие сам процесс убийства, за недостаточную психологическую готовность – пусть такой человек лучше поможет армии, находясь в тылу. На входе батальон Донбасс был слепком общества, в котором всегда есть некий процент негодяев, подлецов и т.д., а на выходе я хочу получить боевую часть, которой можно было бы гордиться.

Добровольческие формирования болеют этим всем в меньшей степени, поскольку здесь люди осознанно приняли для себе решение идти воевать за свою страну. В массовых частях, куда набирали и колхозников и городских, и тупых и умных, и желающих воевать и не желающих, ситуация с дисциплиной более печальна. Через некоторые блокпосты просто страшно ездить.

Но – во-первых, это есть во всех армиях мира, во-вторых, это лечится, было бы желание командира, в-третьих, это не повод говорить, что наша армия плохая. Она такая, какая она есть – и мы можем превратить ее в армию любого качества, все зависит от воли народа и воли власти.

Чемодан, вокзал, Россия

На освобожденных территориях осталось много диверсионных групп противника?

Основная проблема – множество людей, которые воевали на той стороне, сейчас спокойно ходят "по гражданке" у себя дома. Те же милиционеры, которые ранее сотрудничали с террористами, сейчас спокойно работают. Чем будут заниматься все эти люди по ночам – никому не известно.

С диверсантами лично мы столкнулись в первый же день. Ночью нашу казарму обстреляли из огнемета "Шмель", по нашим разведывательным группам работали диверсанты противника. Если мы будем охотиться за их лидерами, если они будут понимать, что на каждую агрессию в отношении Украины они получат адекватный ответ, они очень сильно призадумаются. Но пока системной контрработы нет.

Как относится к украинским войскам население освобожденных территорий?

По-разному. Часть искренне поддерживает, часть присматривается, часть явно агрессивно настроена. Для того, чтобы людей, которые поддерживают единую Украину, было больше, нужны четкие действия власти, которые покажут, что возврата назад не будет. Прежде всего, это расследования в отношении тех людей, которые поддерживали сепаратистов. Это люстрация, десепаратизация, если хотите, чиновников, милиционеров и т.д. Это информационная работа по дезомбированию населения. Надо организовывать поездки восточных украинцев в тот же Львов, я надеюсь, что жители Западной Украины помогут нам в этом, покажут, насколько смехотворными являются страхи и стереотипы в отношении галичан. Если этим не заниматься, мы получим целое поколение террористов, уже не зазомбирвоанных, а тех, кто борется за идеи, за своих погибших отцов и братьев.

А многие люди, ранее поддерживавшие сепаратистов, поняли, что они ошибались и поменяли свою позицию?

Конечно, оценить сложно. Наверное, те люди, которые слушали истории о том, как прекрасно будет жить при ДНР и ЛНР, не предпринимали активных действий, но просто участвовали в сепаратистском референдуме, уже увидели истинное лицо террористов и "прозрели". Но я не думаю, что таких очень много.

Большинство занятых силами АТО городов по факту были просто оставлены террористами: Славянск, Краматорск, Константиновка, Артемовск. Реально захватывали мы только Первомайск, Лисичанск и Попасную. Это говорит не о том, что они бегут в панике, просто изменилась их стратегия.

И какова сейчас стратегия у сепаратистов?

Сейчас будут "отрабатываться" лидеры мнений, являющиеся сторонниками войны до победного конца и единой независимой Украины.

Вы имеете в виду политиков и государственных деятелей?

По-всякому, и командиров батальонов, и общественных и политических лидеров. По ним будут "отрабатывать" и информационно и физически. Кроме того, страну буду подталкивать к миру и консервации ситуации. Путин не может просто оставить эти территории, эму нужная хоть какая-то псевдопобеда. Еще хуже будет, если весь сепаратизм уйдет в подполье, они будут сидеть и ночами точить ножи.

Нужны очень жесткие действия. Люди, которые выступили против страны, должны быть временно ограничены в правах. Лозунг "отбери от бабушки паспорт" сейчас является суперактуальным. Люди, явно враждебные к Украине, должны или выехать в Россию, или быть временно ограничены в правах. Это большое количество избирателей, и благодаря их голосам куча оборотней пройдет в Верховную Раду. Мы получим Партию регионов-2, только под другим названием.

Вы предлагаете, к примеру, ограничить таких людей в избирательных правах, например, на ближайших выборах в парламент?

Думаю, если человек поддерживал сепаратистский референдум, в отношении него можно будет применить такое ограничение. Здесь однозначно надо обращаться к мировому опыту, прецедентов в истории можно найти массу. Страна находится в очень тяжелой ситуации, и политикам придется принимать и крайне непопулярные решения.

Спасибо Жириновскому

Каналы поставок террористам боеприпасов и вооружения пресечь не удалось?

Нет. С оружием и боеприпасами у них все просто отлично. После захвата их складов мы высказывали Минобороны РФ и лично главе ЛДПР Жириновскому огромную благодарность. Мы захватили одних только медикаментов на 15 миллионов, большое количество тушенки, оружие и т.д.

Все эти трофеи остаются в распоряжении "Донбасса"?

Оружие – да, а медикаменты мы решили раздать по военным госпиталям и больницам Артемовска, Лисичанска и Попасной.

Чуть ли не ежедневно в штабе АТО сообщают, что с территории РФ боевики получили подкрепление: танки, БТРы, "Грады" и т.д. Почему украинская артиллерия и авиация не бомбит эти колонны во время пересечения ими границы?

У меня такое впечатление, что большинство этой информации – это фейки, или же вся эта бронетехника концентрируется где-то. Если просуммировать эти сообщения, у террористов уже должны быть целые танковые дивизии. Где они, я не знаю. В Донецке их точно нету.

Зачем эти фейки озвучиваются?

А вы не понимаете?.. (пауза - Фокус) Возможно, для того, чтобы придать большую ценность своим действиям. Возможно, я ошибаюсь, возможно, я не владею информацией, я ведь всего лишь командир маленького батальона.

С какими доказательствами причастности России к войне в Донбассе вы сталкивались?

Начиная от взятого нами на складах российского оружия, заканчивая паспортами граждан РФ, наставлениями по военном делу для диверсионных групп, сделанными в Генштабе РФ, методами, с помощью которых они действуют. Все это доказывает, что российский фашизм существует, и мы имеем дело с прямой агрессией.

Сколько сепаратистов взял в плен батальон Донбасс?

В целом, около 50 человек. Все они работают по одной легенде. Это доказывает, что они являются кадровыми российскими офицерами. У всех схожие объяснения: "ехал к больной матери" или "никого не убивал, стоял на блокпосту, потому что пришла повестка от ДНР, семье угрожали, не было выхода" - набор избитых штампов. У многих людей также есть армейские татуировки, которые делают в российском спецназе и ВДВ.

Отдельно запомнился взятый в плен снайпер, убивший одного из украинских командиров в Лисичанске. На его винтовке было около 15 зарубок. Он показался человеком с другой планеты. Внешне – как дебил, но у него есть четкая идеология. Уверен, он себя считает героем. Сложно в двух словах описать его мировоззрение, но оно выходит за рамки обычных тезисов про "укров" и "Правый сектор". Я делаю вывод, что российской властью уже применяется не только банальная массовая пропаганда, но и более серьезные современные технологию по контролю над сознанием.

Но мне даже иногда было жалко, что некоторые люди, твердые и идейные, сражаются не на нашей стороне. Многие из якобы "наших" им даже в подметки не годятся, и по мотивации, и по поведению в стрессовых ситуациях. И мне искренне жаль, что эти люди сделали неправильный выбор, посягнули на наше государство и по законам войны должны быть уничтожены. Тем подлее поступили Янукович с Путиным, когда они столкнули друг с другом пассионариев, которые искренне выступают за справедливость. А существующая политическая система от этого только выигрывает, ведь без пассионарных, несистемных людей общество становится более управляемым.

Марш на Киев

Сейчас среди части общества популярен такой тезис: после успешного окончания АТО все добровольцы вернутся в родные места и покажут власти и чиновникам-коррупционерам кузькину мать. Это фантазии "диванной сотни", или сценарий "марша батальонов на Киев" возможен?

Сразу после окончания войны на добровольческие формирования польется колоссальный поток грязи. Их будут обвинять в мародерстве, в излишней жестокости, в том, что они не столько воевали, сколько пиарились. Батальоны начнутся стравливать между собой, кого-то из лидеров власть будет приближать к себе, других отталкивать. Начнется пропаганда тотального пацифизма, "мира во всем мире", как было в США после окончания войны во Вьетнаме. Здесь очень важно, дадут ли гражданские активисты уничтожить своих собратьев, взявших в руки оружие.

Что касается военных переворотов – их устроить невозможно, да и не нужно. Да, большинство нынешних власть имущих – люди изворотливые и трусливые, другие бы не выдержали естественный отбор в этой среде. Они разбегутся при первом выстреле. Но что дальше? Разве в Украине есть запас прочности, разве Украина это выдержит, разве у нас есть какая-то программа развития страны? Я считаю, что нет. Мне дорога Украина, потому такой путь лично для меня неприемлем.

Опасность в этом смысле может исходить от частных армий, которые присутствуют в зоне АТО. Это структуры, которые зависят от конкретных организаций и частных лиц, они будут орудием не революции, а продвигать чьи-то частные интересы. Их можно опознать по одному признаку – они не принимают участия в боях, их берегут, там люди другого качества, которые сто раз подумают перед тем, как куда-то лезть.

Конкретных имен вы называть не будете?

А зачем? Зачем потом терять силы на дрязги и борьбу с этими людьми? Вы сами можете все понять: посмотрите, кто "охраняет кусты", а кто действительно воюет. Под маркой "добровольческих батальонов" сейчас скрываются самые разные явления.