Перезагрузка отменяется. Как депутаты бойкотируют открытые списки

Александр Турчинов и Петр Порошенко / Фото: пресс-служба ВР
Александр Турчинов и Петр Порошенко / Фото: пресс-служба ВР

Судя по вчерашнему заседанию парламента, шансы на изменение избирательной системы стремятся к нулю. В новый состав Рады войдут знакомые всем лица 

За две недели до возможного объявления внеочередных выборов в Верховную Раду (вероятнее всего, президент Петр Порошенко воспользуется этим правом прямо на День независимости 24 августа), правила их проведения неизвестны. По мнению главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, провести выборы по ныне действующему закону невозможно в принципе. Во-первых, в самом тексте закона о выборах депутатов заложено противоречие в сроках подачи партиями своих представителей в окружные комиссии. Во-вторых, как отмечает Черненко, прошлые парламентские выборы 2012 года стоили госбюджету целых 1,2 млрд гривен – а такие средства на избирательную гонку власть сейчас выделить явно не может.

Потому во вторник ВР попыталась внести в повестку дня все скопившиеся к этому моменту законопроекты о выборах – но ни один из восьми не набрал нужных для этого 226 голосов. Самую большую поддержку получили законопроекты авторства представителей фракции Батькивщины под номерами 4222а и 4470а.

Первый из них якобы предусматривает проведение выборов по пропорциональной системе открытых списков, чего давно требует от депутатов гражданское общество. При таком подходе каждый избиратель получит право делегировать в парламент конкретных, заслуживающих доверия кандидатов, а возможности партийных бонз продавать места в проходной части списков или включать туда своих водителей/секретарей/массажистов сводятся к минимуму. На самом деле, согласно данному законопроекту, преодолевшие пятипроцентный барьер партии смогут по своему разумению переформатировать свой же список уже после дня выборов. В объяснительной записке к законопроекту говорится, что таким образом попасть в Раду смогут те кандидаты, которые получили самую большую поддержку в территориальных округах (каждый кандидат, кроме первой десятки, в бюллетене будет принудительно прикреплен к округу, и они как бы будут соревноваться друг с другом) – дескать, благодаря этому в ВР попадут именно популярные на местном уровне политики. Но в самом тексте закона об этом нет и речи. По сути, традиционный предвыборный аукцион по продаже мест в списках перенесется на послевыборный период – кто сумеет "договориться" с руководством партии и делегатами партсъезда, тот и получит заветный мандат.

Проект 4470а и вовсе предусматривает консервацию действующей смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Разве что участвовать в выборах разрешат и блокам партий, установив для них проходной барьер в 7% (для партий останется 5%).

Проект под номером 4222а набрал в зале ровно 200 голосов, 4470а – 192. Поддержали их в основном лишь фракции Батькивщины, УДАРа и Свободы плюс некоторые внефракционные. И дело не в дисциплине или летних отпусках. При максимальной мобилизации эти фракции могут выдать на-гора еще всего 19 дополнительных голосов – то есть, до 226 "за" все равно не хватает.

Но далеко не факт, что главные промоутеры досрочных выборов, президент и его окружение, в принципе заинтересованы в кардинальном изменении правил игры. По словам близких к Администрации главы государства источников, там якобы недавно прошло совещание политтехнологов: они посчитали, что при смешанной системе глава державы сможет получить большее представительство "под куполом", чем при чистой пропорциональной. Внешне это противоречит логике – нынешние партийные рейтинги как раз обещают Порошенко собственное довольно уверенное большинство в следующем созыве, тогда как выборы в мажоритарных округах вносят значительный элемент неопределенности. Однако, как объяснил Фокусу один из депутатов-политтехнологов пропрезидентского УДАРа, могут сработать другие соображения: с депутатами-мажоритарщиками главе государства всегда легче найти общий язык, ведь те привязаны к родным округам, которые, как минимум, априори зависимы от бюджетных дотаций.

Новую попытку изменить избирательное законодательство депутаты, скорее всего, предпримут в этот четверг. На данный момент более-менее реальными выглядят лишь два возможных изменения. Первое – возможность участия блоков в кампании, что в условиях нынешнего бума чисто лидерских партий выгодно многим игрокам (тому же Порошенко, Олегу Ляшко, Анатолию Гриценко и т.д.). Второе – сокращение сроков кампании с 60 до 45 или даже 30 дней.

Публичная мотивация такого шага железобетонная – чем короче будет гонка, тем меньше на нее потратят средств из и без того скудного госбюджета. На самом же деле именно такое условия сейчас выдвигают президенту многочисленные мажоритарщики из числа бывших регионалов (и именно потому они не поддерживают переход к чистой "пропорционалке"). За месяц-полтора на их округах не успеет завоевать популярность ни один независимый локальный политический или общественный лидер. Следовательно, избиратели при отсутствии конкурентов отдадут свои голоса уже знакомым, избранным на предыдущих выборах кандидатам, особенно если последние традиционно "удобрят" свои округа раздачей халявной гречки и прочих материальных благ. Следовательно, шансы на качественное обновление парламента пока выглядят очень призрачно.