Как украинцы Мариуполя помогают военным и готовятся к обороне

Мария Подыбайло / Фото: Евгений Сосновский
Мария Подыбайло / Фото: Евгений Сосновский

Жители Мариуполя показали большую сплоченность и оганизованность, поэтому город и стал важным проукраинским рубежом в боях с пророссийскими боевиками и регулярной армией РФ

Необъявленную войну в Донбассе не остановило даже перемирие. Население региона привыкло жить в страхе, стараясь не демонстрировать свою проукраинскую позицию. Но один город в Донецкой области – Мариуполь - удивил всех и, в первую очередь, сам себя.

"Когда мы увидели, что Крым захвачен, а на севере Донецкой области начались бои, сели в машину и поехали к ребятам на ближайших блокпостах узнать, в чем они нуждаются, - рассказывает Фокусу Мария Подыбайло, преподаватель Мариупольского государственного гуманитарного университета и одна из организаторов центра "Новый Мариуполь". - Мы знали о технологиях, которые использовали дээнэровцы. Например, к военным приходят старушки и выведывают нужную информацию. То, что случилось в Донецке, в Славянске, стало возможным еще и потому, что люди не объединились".

По ее словам, все начиналось с десятка активистов. Весной они участвовали в подполье, печатали листовки, рисовали украинскую символику. Параллельно в Мариуполе действовали еще две небольшие группы. В мае объединились - всего около сотни волонтеров. "Теперь проводим акции, на которые собираются тысячи, - продолжает Мария. - Нужно понимать, что сидеть перед мониторами и бояться – это тупик. Поэтому сегодня мост, соединяющий центр города и левый берег, где расстреляли колонну пограничников, раскрашен в желто-голубые цвета".

Жители города несут волонтерам теплую одежду, продукты, средства гигиены, медикаменты. Пожилые люди приносят деньги, которые откладывали на похороны. В конце августа, когда стало известно, что в 20 км от города стоят российские танки, мариупольцы вышли рыть окопы. Под камеры местных телеканалов и иностранных журналистов приехал "засветиться" и мер Мариуполя – Юрий Хотлубей. Но без лопаты. Пришлось "одолжить" у волонтеров. "Я вам отдам деньги за нее", - пообещал чиновник и начал копать землю. По словам Марии, деньги за лопату он не вернул, зато помогает с поиском средств. Они нужны "Новому Мариуполю" не только на экипировку бойцов, но и на помощь раненым.

Fullscreen

Волонтер Анжела Тимченко

Одна из волонтерок Анжела Тимченко рассказала о тех, кому оказалась нужна больше всего: "Волонтеры вывозят раненых, часто из-под пуль. 12 дней назад привезли шестилетнюю девочку Лизу из Старобешево, с осколочным ранением в брюшной полости. У Лизы нет никого из родных, кроме дедушки, на которого оформлено опекунство. Мы пообещали Лизе, что после операции у нее появится новая кукла и красное платье. Она ждет. В случае с Лизой откликнулась вся страна: денежные переводы, одежда, игрушки шли со всей Украины. А парни из одного мариупольского тату-салона подарили девочке татушки-наклейки".

На вопрос, звонят ли потом выздоровевшие солдаты и спасенные мирные жители, Анжела рассказала историю Богдана из Днепропетровска. Ему 42 года, его привезли в госпиталь из-под Амвросиевки.

"Он был одним из очень сложных раненых – операция на брюшной полости, трепанация черепа. Все это длилось 10 часов, и 10 часов я сидела под операционной. Врач несколько раз выходил и говорил, что вряд ли Богдан выживет. У него травмы, несовместимые с жизнью. Но он выжил, и через два дня мы отправили его "вертушкой" в Днепропетровск. Потом его мама звонила мне и благодарила, говорила: "Не оставляйте наших хлопцев!".

У Анжелы дочь и трое внуков. Третий родился недавно - она называет его "ребенком войны". Когда из роддома забирали, вокруг Мариуполя уже стояли российские танки.

"Какое-то внутреннее чутье мне подсказывает, что все будет хорошо. Украина сейчас больна, несчастна, но это великая страна", - говорит Анжела.

Fullscreen

Волонтер Дмитрий Чичера

Волонтер Дмитрий Чичера, бывший десантник, сейчас оставил одну из двух своих работ, чтобы помогать бойцам. Он рассказывает, что на блокпосты сейчас возят только то, что действительно нужно. Военные часто отдают волонтерам печенье или сгущенку, с тем, чтобы сладости отвезли детям. А вот термобелье очень нужно. Оно бывает обычное за 200-250 гривен, а есть из специальной ткани за 800 грн. Бойцам, которые стоят на блокпостах подойдет что-то вроде теплого спортивного костюма, а вот ребят из разведывательных или диверсионных групп нужно одевать серьезнее.

"В последнее время не мы возим одежду бойцам, а они приезжают к нам на склад и меряют, забирают, что подошло. Назвали это акцией "Шмотки за фотки". Взял форму – делай фото на память. Ребята привыкли, уже не ржут", - рассказал Дмитрий.

Сейчас в "Новом Мариуполе" есть постоянные активисты и те, кто помогает время от времени. Город в окружении и постоянном ожидании обстрелов, хрупкое перемирие дает передышку бойцам. Волонтеры работают практически круглосуточно. Все они говорят об одном. Мариуполь –рубеж, который мы не сдадим.