Дмитрий Шимкив: Мы возьмем на госслужбу более 200 высококлассных специалистов

Дмитрий Шимкив / Фото: CEO Club Ukraine
Дмитрий Шимкив / Фото: CEO Club Ukraine

Замглавы Администрации президента рассказал Фокусу о том, как приведет в госорганы успешных управленцев из бизнеса, и почему в Украине тормозятся реформы 

Related video

Дмитрий Шимкив - выходец из бизнеса. До прихода в Администрацию президента он занимал должность генерального директора "Майкрософт Украина". Во время Майдана взял отпуск за свой счет и собственноручно возводил баррикады. Не удивительно, что от него как успешного управленца с майдановским прошлым ждут результата. Тем более, что в его компетенции едва ли не ключевые вопросы - проведение административной, социальной и экономической реформ.

Вы заявили о том, что намерены привлекать управленцев из бизнеса к работе в госструктурах. Как будет реализована эта идея?

В силу законодательных ограничений мы не можем оперативно существенно сократить число занятых в госсапарате. Но мы можем параллельно усиливать госслужбу, привлекая на работу эффективных менеджеров. Нам не хватает высококлассных юристов, технических специалистов, аналитиков, качественных коммуникаторов.

Естественно, они не пойдут работать за деньги, которые сегодня предлагает государство, поэтому необходимо создать негосударственный Фонд, который бы формировался за счет пожертвований, средств доноров, и уже из него производилась бы доплата таким специалистам, привлеченным на госслужбу.

Какова мотивация доноров?

В конечном итоге доноры тоже хотели бы видеть изменения. Изменения в любой организации начинаются с людей – должны быть лидеры, люди, которые хотят перемен, люди с драйвом и мотивацией. Нам нужно менять систему управления. Реформы не делаются ради реформ, реформы делаются ради результата

Сколько менеджеров вы рассчитываете привлечь на госслужбу?

По нашим оценкам, мы можем привлечь около 10 миллионов долларов в год, что позволит пригласить 200-220 высококлассных специалистов на госслужбу, обеспечив им ежемесячный доход на уровне около 3 тысяч долларов.

Какие требования будут предъявлены этим управленцам?

Возраст – от 26 лет, стаж работы не в госорганах не менее 5 лет, без судимостей. Очень важно отсутствие конфликта интересов: в законе о Фонде будут четко прописаны механизмы, как этого избежать.

Когда закон может быть принят?

Проект документа по этой инициативе уже готов. Я надеюсь, он будет внесен одним из первых на рассмотрение уже нового состава парламента.

Почему вы думаете, что в Украине кто-то реально заинтересован в результативных реформах?

Я думаю, что мы сможем объединиться и понять, зачем нужны реформы. Ведь голосование 16 января - это тоже реформы , только в другую сторону, в сторону движения в Таможенный Союз, а нам нужны реформы, которые будут двигать нас в Европу.

Украинские реформы обрастают словами, круглыми столами, но конкретных действий просто нет. У вас у самого нет ощущения, что время уже утрачено?

Постоянно такое ощущение. Но я процитирую Льюиса Кэрролла – если мы хотим куда-то идти, мы должны знать куда…

А что вам удалось сделать за два месяца работы на госслужбе?

Мы достигли понимания, где мы как страна находимся, куда движемся, почему где-то пробуксовываем. Создали систему целеполагания и Национальный совет реформ, сейчас пытаемся объединить разные команды, которые занимаются разработкой инициатив.

Что больше всего мешает в работе?

Скорость принятия решений. Скучаю за этим. В бизнесе так: видим рисковую ситуацию – сразу решаем, видим возможность – ее используем. А на госслужбе – многократные перепроверки на вероятность наступления всего, даже самого невероятного.

Я понимаю, что в этой сфере нужно очень взвешенно подходить к оценке рисков, но бывают моменты, когда можно рисковать, и это результативнее, чем терять время на поиск консенсуса между всеми. Тем более, что достичь его во многих вопросах нереально.

Нужно иногда делать более резкие, более "шоковые" движения. Так были проведены реформы в Грузии. Во многих решениях они делали так: приблизительно понимаем, как это делать? Делаем! По ходу там "подравняем".

Как вы преодолеваете инерцию большинства госслужащих?

Где-то приходится действовать через силу, где-то — путем убеждения, а где-то — применять нормативную базу. Существующая система госуправления построена с целью сдерживания. В ней – как в болоте: вы попадаете во что-то липкое, пытаетесь двигаться, чтобы выбраться… Но чем больше вы двигаетесь, тем глубже увязаете в устоявшихся правилах, стандартах, нормах. Их же кто-то принимал!

Иногда, для того, чтобы отменить одну норму, нужно отменить 15-16 различных актов. Их нужно найти, посмотреть, как они взаимосвязаны, как друг на друга влияют, потому что часто отменяя одно, вы возвращаете то, что было когда-то… Если вы не до конца отменили, вы можете вернуться в ту точку "неправильности", например, пятилетней давности. Такое уже довелось наблюдать.

Вас, кстати, не смущает, что заниматься законотворчеством идут люди, скажем так, далекие от понимания этих процессов -певцы, спортсмены и прочие? Кто вообще должен быть в парламенте?

Я уважаю любой труд. Но, конечно, если мы посмотрим на страны с высоким уровнем развития, то, как правило, люди, которые занимаются политикой, имеют за плечами бизнес-опыт и юридический опыт. Они понимают государственные процессы, умеют строить отношения с людьми, могут искать компромиссы. Но мы еще молодая страна, и для нас лучше, если в политике будут люди с ценностями и без опыта, чем люди с деньгами, но без ценностей.