Чего ждать от министров-капиталистов: 5 мнений
Какой опыт реформ у трех "импортных" министров - Наталии Яресько, Айвараса Абромавичуса и Александра Квиташвили, рассказали ведущие эксперты
Главное отличие нынешнего состава Кабмина от всех предыдущих — наличие в нем трех экспатов. Так, на должности министра здравоохранения будет работать грузин Александр Квиташвили, Министерство финансов возглавила американка с украинскими корнями Наталья Яресько, а главой Министерства экономразвития и торговли стал литовец Айварас Абромавичус. Эти люди не связаны партийными обязательствами, а потому в своих ведомствах призваны исполнять роль технократов, способных быстро и эффективно реализовывать реформы правительства.
Решение привлечь иностранцев в систему госуправления вселяет оптимизм. Иностранцы смогут проводить реформы, не оглядываясь на личный рейтинг, над ними не будет довлеть фактор политической зависимости. Что очень важно, когда страна занимает 142-ю позицию рейтинга восприятия коррупции Transparency International.
Нам необходимы люди с другим мышлением, вовлеченные в культуру европейского и мирового бизнеса. Нельзя, конечно, отрицать риск медленной адаптации иностранцев к нашим реалиям. С другой стороны, есть надежда на принятие быстрых и рациональных решений. Отступать нам уже некуда. Украина за последние 10 лет прошла через такие катаклизмы, через которые не проходила ни одна другая страна в Европе. Все уже переварили кризис 2008–2009 годов, а мы, еще полностью не оправившись от его последствий, вошли в новую фазу. Сегодня от Украины, где идут военные действия, одновременно ждут и стабилизации, и развития. Нестандартная ситуация требует неожиданных решений. Надеюсь, что с приходом иностранных специалистов наша система госуправления станет прозрачнее и понятнее для народа, иностранных инвесторов и партнеров. И это наверняка будет не последним неординарным решением. В хорошем смысле этого слова.
Украине нужны высокопрофессиональные госуправленцы. Но власть снова наступает на те же грабли. Сначала привели успешных бизнесменов. За проделанную ими работу в госуправлении я бы поставил троечку по пятибалльной системе. Кому — за красивые разговоры о реформах, кому — за попытку совмещения решения своих персональных бизнесовых задач и проблем государства.
Назначение иностранцев на руководящие должности в исполнительной власти — это продолжение ошибочной кадровой политики. Не сомневаюсь, что это очень достойные, грамотные и ответственные люди. Но им придется слишком долго разбираться, куда они попали, как работает аппарат, набирать новые команды, а потом удивляться, почему украинское общество не приемлет их классических рецептов.
Иностранных специалистов разумнее было бы оставлять внешними консультантами. Тогда они были бы лишены бремени хозяйственных функций, которые сейчас ложатся на их плечи, потому что они стали министрами. И при таком раскладе они будут вынуждены сбрасывать все на замов. А они-то наши. Так пропадает смысл в назначении министром иностранца.
Моя вера в Украину возвращается. Из трех министров-иностранцев я лично знаю одного: гражданина Литвы Айвараса Абромавичуса, который занял пост министра экономики. Целиком и полностью поддерживаю этот выбор. Айварас много лет работал портфельным управляющим в East Capital Asset Management AB, скандинавской управляющей компании, специализирующейся на инвестициях в страны бывшего СССР. East Capital — одна из крупнейших в мире компаний по управлению активами; под ее управлением — несколько миллиардов евро. И он именно практик международных финансов, финансовых рынков, он практик с Уолл-стрит. Я желаю Айварасу Абромавичусу, а также его коллегам Александру Квиташвили из Грузии и Наталье Яресько из США больших успехов на постах министров Украины и желаю того же всем остальным членам украинского правительства.
Наконец-то! А теперь — за дело, министры-капиталисты! На вас смотрят не только украинцы. Весь мир. И все прогрессивные жители России тоже. У вас будет нелегкий путь. Да будет удача с вами!
Айварас Абромавичус и Наталья Яресько — патриоты Украины и отличные профессионалы. Айварас был партнером фонда, который уже 10 лет инвестирует в Украину. Он хорошо знает страну, так как занимается инвестированием и в реальный сектор экономики, и в финансовый. И ему приходилось сталкиваться со спецификой ведения бизнеса в Украине и принимать разніе решения. Знаю, что вместе с женой он поддерживал Майдан, а потом и украинскую армию в зоне АТО. Что касается Натальи Яресько, то она жила в Чикаго, а так как я сам там учился, то знаю: местных украинцев воспитывают патриотами своей исторической Родины. Эти люди точно не станут подстраиваться под существующую систему госуправления.
Я знаком с Айварасом последние 10 лет, знаю его только с хорошей стороны. Он был одним из якорных инвесторов в проекте "Банк Грузии" в 2004 году и одним из крупнейших частных инвесторов в Грузии. Это человек, который знает, как работать в командах с разным типом сотрудников, включая обслуживающий персонал, а также четко разграничивает понятия "хорошо" и "плохо". Последнее я считаю особенно важным на его новой работе в министерстве. Думаю, что его ключевой миссией станет борьба с коррупцией, оптимизация работы министерства и раскрутка Украины как рынка для инвестиций — это те задачи, с которыми он может справиться на ура.
Александр имеет хорошую репутацию и успешный опыт работы в Грузии, где он участвовал в реализации реформ, в итоге приведших к приватизации и улучшению всей системы здравоохранения страны. Он простой человек, без "короны", знающий свою отрасль и понимающий, насколько важен тут профессиональный подход. Думаю, что из всех трех министров-экспатов на его плечи легла самая сложная задача, учитывая состояние системы здравоохранения в Украине. Я вижу его миссию в том, чтобы развить систему частной медицины, хотя в краткосрочной перспективе эта идея не будет пользоваться популярностью у населения.
Назначение Натальи, чье прошлое связано с Вашингтоном и Чикаго, позитивно отразится на имидже Украины в глазах того же Вашингтона. Американское правительство уже давно готово предоставить Украине финансовую помощь и до сих пор не сделало этого только потому, что значительная часть средств могла осесть в чужих карманах из-за коррупции. В случае с Натальей мы можем быть уверены, что министерство больше не будет жить по старым правилам, а получив свободу действий, у нее появятся шансы провести там позитивные изменения.
В целом ключевой задачей для новых министров станет минимизация коррупции. Это будет непросто, поскольку большинство сотрудников министерств, работающих не только за зарплаты, будут препятствовать этому. Эти люди — своего рода барометр успеха Украины. Если Запад увидит конкретные улучшения, приток инвестиций в страну увеличится. Если им не удастся осуществить изменения или в скором времени они покинут свои посты, это станет печальным сигналом того, что в Украине так ничего и не изменилось.
Текст: Милан Лелич, Юлия Самсонова