Чеченцы сумели огорчить Путина, - экс-представитель Масхадова

Майрбек Вачагаев
Майрбек Вачагаев

Майрбек Вачагаев, бывший специальный представитель президента Чечни Масхадова в Москве, рассказал Фокусу о том, что стоит за сегодняшними событиям в Грозном, и стоит ли готовится к новой чеченской войне

Вы можете пояснить, что же, собственно, случилось сегодня в Грозном?

— Боевики вошли в Грозный уже ночью. Они выложили сообщение на чеченском языке, в котором говорят, что прибыли из предгорного Ачхой-Мартановского района. Оттуда они, взяв три машины такси и одевшись в полицейскую форму, заехали в Грозный.

Они не объясняли, куда они ехали, и какая у них была конечная цель. Боевикам преградили дорогу трое полицейских, чтобы проверить машину, и те их расстреляли. Это произошло ночью в самом центре Грозного, у мечети. Потом они проезжают примерно полкилометра к Дому печати. В прошлую войну от него мало что осталось, но его отстроили заново. И вот сегодня он полностью сожжен и выглядит точно так же, как в Первую чеченскую войну.

В Доме печати засело только шесть человек, которые продержались практически до восьми утра. Российские СМИ говорят о 10 убитых и о 20 раненых. Значит, нужно прибавить примерно столько же, чтобы примерно понять, сколько было на самом деле. Тем временем бой переместился в район школы №20 также в центре Грозного, где он продолжался до обеда. По словам Кадырова, было убито еще трое человек. То есть, в итоге убито девять боевиков, а вот о точных потерях силовиков россияне молчат.

Речь идет именно о боевиках, а не спецоперации ФСБ?

— Вряд ли бы ФСБ устраивала подобное в центре Грозного. Рамзан Кадыров пытается доказать всему миру, что нет более спокойного уголка в мире, чем Чечня. И, конечно, ему этот подарок накануне выступления Путина был явно не нужен.

Думаю, что боевики попытались нанести удар по Кадырову, показав ему, что мы, дескать, еще есть, и мы делаем это специально, во вред тебе. Накануне выступления твоего кумира Путина мы хотим напомнить о своем существовании.

Получается, что Кадырову становится все сложнее удерживать мир на территории Чечни?

— Я не думаю, что у Кадырова есть проблема с удержанием ситуации. Потому что чеченских боевиков, которые считают себя приверженцами Имарата Кавказ, не так уж много. Нападавшие говорили: "Нас 100 человек, и нас поддерживают еще 200". Я, мягко говоря, сомневаюсь, что такое количество существует.

Всего боевиков может быть где-то в районе 100 человек максимум. А сегодня в Грозный вошло лишь несколько бойцов. Поэтому не думаю, что они могут часто наносить такого рода удары. Другое дело, что сегодняшними событиями все разговоры о том, что боевиков больше нет, были опровергнуты. Они, по-моему, хотели доказать именно это.

То есть, это была единичная акция?

— Эта акция показывает, что командование боевиков изменило свою тактику. Если раньше они избегали боевых действий, то сегодня мы видим другую картину. Стоит вспомнить взрыв во время праздника 5 октября — дня Грозного и дня рождения Кадырова. Тогда был самоподрыв смертника. А сегодня это нападение было связано с выступлением Путина.

Чеченские боевики за последние 10 лет ни одно свое мероприятие не приурочивали к какому-то празднику или какому-то явлению. А в последние два-три месяца мы видим другую картину. Если это тактика нового руководства боевиков, то мы должны быть готовы к другим подобным событиям в ближайшее время.

То есть стоит ожидать активизации боевиков?

— Это произошло впервые за 4 года. Последняя крупная акция, организованная боевиками, была в октябре 2010 года, когда они попытались захватить парламент Чеченской республики. То есть такого рода операции были очень редки в Чечне, когда руководство принадлежало Доку Умарову.

За ним шла в буквальном смысле охота, поэтому он был вынужден все время перемещаться. Новый командир, который является близким человеком Доку Умарова, — амир Хамзат. О его смерти не раз объявляли, и вот его люди совершают этот налет на Грозный. Сами боевики говорят, что они сделали это, являясь подчиненным амира Хамзата, и подчеркнули свою принадлежность к Имарату Кавказ.

Значит ли это, что идея радикального исламизма теперь играет более важную роль, чем идея независимости Чечни?

— Сегодня все северокавказское вооруженное сопротивление борется под флагом Имарата Кавказ, что делает их теми, кого на Западе принято называть радикальными исламистами. Но я не думаю, что все эти люди являются именно исламистами-радикалами. Идеология чеченской республики Ичкерия все-таки остается влиятельной и популярной среди чеченцев.

Как на произошедшее отреагировали в Кремле?
— В своем послании Путин впервые уделил Чечне несколько минут. Видно, что это спонтанно, что эта речь не готовилась, и он был недоволен тем, что произошло в Грозном.

Полную версию интервью с Майрбеком Вачагаевым читайте в ближайшем номере журнала "Фокус".