Усатый попутал. Как российский сценарий провалился в Молдове

Ренато Усатый
Ренато Усатый

Парламентские выборы в Молдове едва не закончились победой промосковских сил. На этот раз пронесло

В Украине сильна иллюзия, будто Молдова намного обогнала нас на пути в Европу. В июне она вместе с нами подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом, а чуть раньше, в апреле, граждане этой страны получили право безвизового въезда в Шенгенскую зону. Завидно.

Выборы, прошедшие 30 ноября, показали, что с выводами спешить рано. "Совок" и пророссийские настроения необычайно живучи в Молдове. Партии европейской ориентации в сумме набрали чуть больше соперников, но этого могло и не случиться, если бы не Усатый. Впрочем, обо всем по порядку.

Кишинев остался цел

И без партии Patria российского бизнесмена молдавского происхождения Ренато Усатого, казалось, голосов коммунистов, социалистов и сторонников новой Коммунистической партии реформаторов Молдовы должно хватить, чтобы перехватить власть у проевропейских партий. Но "реформаторам" какого-то процента не хватило, чтобы зацепиться за проходной барьер и добавить драгоценные 6% в общую левую копилку. 55 из 101 места в парламенте достались либералам, демократам и либерал-демократам.

Несмотря на опасения, на этот раз обошлось без массовых протестов — проигравшие левые не стали зеркально повторять сценарий пятилетней давности. Тогда, в апреле 2009 года, после победы коммунистов на выборах, здание парламента захватили и разгромили сторонники евроинтеграции, водрузив над ним румынский флаг. Протестующие взяли тогда и президентский дворец — широко гульнули.

То выступление даже пытались назвать "революцией булыжников", но никакой революции не произошло. Порядок навели в считаные дни, коммунисты остались у власти, но оппозиция блокировала выборы президента, который избирается абсолютным большинством парламента, и уже в июле пришлось проводить новые парламентские выборы, а в ноябре следующего года — еще одни. Оба раза "европейцы" брали реванш и образовывали парламентские коа­лиции.

Судя по нынешней инфарктной победе, они распорядились предыдущими победами неубедительно. Зато у оппонентов с тех пор произошли большие изменения, а, кроме того, в политических раскладах нарисовался Усатый.

Закат Воронина

Начиная с 1998 года Партия коммунистов Республики Молдова меньше 30% на выборах не получала. Их бессменный лидер Владимир Воронин с 2001 по 2009 год занимал пост президента страны. Из ностальгии голосуя за коммунистов, жители Молдовы получали типичный для постсоветских просторов олигархический режим. Сын Воронина Олег — владелец Финкомбанка и ряда других крупных бизнесов в стране. В общем, все было так, как если бы у нас у власти очутился Петр Симоненко.

Имитируя обновление, Воронин-старший стал утверждать, что не отрицает европейское будущее Молдовы. А о Евразийском союзе, дескать, что рассуждать, раз его еще не существует. Слышать это из уст коммуниста было странно, а Москве к тому же и неприятно. Кремль сделал ставку на Партию социалистов, созданную людьми, ушедшими от Воронина. С лидером социалистов встречался и Владимир Путин. Такие вещи не происходят случайно. И хотя в канун выборов Воронин назвал Путина великим политиком, который обыграл Запад, это коммунистам уже не помогло, остановить обвал рейтинга не удалось: с 40% он рухнул до 20%.

Поспособствовало этому и образование Коммунистической партии реформаторов Молдовы в пику нереформированным. А тут появился еще и Усатый.

Гагаузы против

Но прежде чем рассказать про Усатого, нужно описать ситуацию с гагаузами. Она важна для понимания нынешних проблем и перспектив Молдовы.

Гагаузов — потомков когда-то принявших православие турок — в Молдове полторы сотни тысяч. Точно сказать сложно, потому что многие в отъезде на заработках. Немного, в общем. И их голоса на расклад политических сил не очень влияют. Влияет на ситуацию в стране само их существование, поскольку гагаузы настроены решительно пророссийски.

В начале 1990-х, в период жесткого противостояния Кишинева и приднестровского Тирасполя, появилась даже независимая Гагаузская Республика. Со временем властям Молдовы удалось вернуть гагаузов под свою юрисдикцию, наделив правами автономии. Но настроения здесь не изменились. В Москве о них хорошо знают и подогревают. Например, вводя торговые эмбарго на поставки продукции из Молдовы, делают исключение для товаров из автономии.

Fullscreen

Для молодых людей в Молдове проекты а-ля СССР никакой привлекательностью не обладают (Фото: АР)

2 февраля 2014 года Гагаузия, несмотря на запрет Кишинева, провела референдум, на котором 98% высказались за вступление в Евразийский союз. Центральные власти, конечно, не признали результатов референдума, но не принять их к сведению не могли. А с началом "русской весны" в Украине гагаузы замерли в томительном ожидании. Стали говорить о подготовке отрядов самообороны для поддержки сепаратистов Донбасса. Опять же, Одесса рядом.

Вот на таком фоне появился Усатый.

Ренато великолепный

Российский бизнесмен молдавского происхождения Ренато Усатый вынырнул в Кишиневе весной 2014 года и подгреб под себя партию Patria — "Родина".

Денег у Усатого было много, и он это всячески демонстрировал, вкладывая их не только в раскрутку партийного проекта, но и в дорогие подарки своим помощникам и просто понравившимся девушкам. Закреплялся рефлекс: дружить с Ренато выгодно. Усатый щеголял высокими московскими связями, устраивал концерты российских эстрадных звезд, грозился посадить нынешнее руководство, отменить приватизацию и восстановить связи с Россией. Открытую поддержку лидеру "Родины" оказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, который когда-то тоже возглавлял "Родину", но российскую. Появление щедрого партийного лидера случайным не назовешь, но на каком уровне в Москве было принято решение, сказать трудно. Разговоры о его связи с солнцевской преступной группировкой, возможно, просто домыслы.

От скучных и поднадоевших местных политиков Ренато Усатый отличался подчеркнуто простым языком и щедрыми обещаниями. "Меня нельзя назвать популистом, до сих пор все, что я обещал, я делал. Если я не выполню какие-то обещания, то тогда назовите меня хоть п****болом. Я выйду сам и скажу: "Ребята, прошел год. Да ну вас на х**, я подаю в отставку", — приводит слова новой звезды на политическом небосклоне Молдовы сайт Meduza.

Спрос на политический нестандарт, как мы по своему скорбному опыту знаем, велик: рейтинг "Родины" резко пошел вверх, и кто знает, как высоко ушел бы. Предвыборные опросы давали до 10%, когда полиция подала в Центризбирком документы, из которых следовало, что Patria использует "незадекларированные денежные средства иностранного происхождения".

"Родину" сняли с выборов, а Усатый, не дожидаясь якобы предстоящего ареста, улетел в Москву. А с ним улетела и перспектива победы промосковских сил.

Продолжение следует

За пару недель до снятия "Родины" в Молдове арестовали иностранных граждан, у которых обнаружили оружие, взрывчатку и крупные суммы денег. Среди них, кстати, были и наши соотечественники из организации "Боротьба", участвовавшие весной в сепаратистских выступлениях в Харькове. В октябре задержали Артура Кандидатова — участника боев в составе сепаратистских сил на востоке Украины. У парня была нашивка "армии Гагаузии". А еще летом спецслужбы Молдовы взяли несколько человек, которые рекрутировали молодежь для прохождения подготовки в военизированных лагерях на территории России.

Очевидно, Москва не обделит своим вниманием настолько больную Россией Молдову, да еще с Приднестровьем под боком. Вот что пишет о результатах выборов российский журналист с государственного ресурса РИА-Новости: "Шпингалет, на который закрыли дверь, ведущую к России, пока еще держится. Но уже так, что вскоре надо будет чуть сильнее на него надавить". Какая откровенность.

Усатый своей лихостью подставился, испортил Москве игру и дал возможность проевропейским политикам Молдовы покрепче подпереть дверь, ведущую в Россию. На примере Украины сейчас все знают, что бывает, когда она распахивается.