Тренды: украинцы недоперезагрузили власть

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

После бегства Виктора Януковича и краха Партии регионов Украина получила шанс кардинально перезагрузить власть. Получилась недозагрузка

Сформированный после революции Кабмин, который Арсений Яценюк в шутку прозвал "правительством политических камикадзе" из-за большого количества анонсированных непопулярных решений, проработал 9 месяцев.

Новый премьер по­обещал стране быстрые реформы по грузинскому сценарию, однако за это время ни одна из них так и не была начата.

"Правительство камикадзе" выполняло функции скорее пожарных, чем реформаторов, бросая все силы на точечное решение проблем, связанных в первую очередь с аннексией Крыма и войной в Донбассе. Однако реальные причины промедления с реформами совсем другие.

К примеру, места в правительстве, как и ранее, делили согласно квотному партийному принципу, так что далеко не все, кто получил портфели министров и глав центральных государственных ведомств, оказались на своих местах.

Так, руководство Министерством аграрной политики и продовольствия в "правительстве камикадзе" поручили юристу-свободовцу Игорю Швайке, до этого и дня не работавшего в аграрной сфере, а Минэкологии и природных ресурсов — ещё одному свободовцу, Андрею Мохнику, ранее занимавшемуся вопросами работы органов юстиции и исполнительной службы.

Многие чиновники в том правительстве были частью существующего политического истеблишмента. А как предупреждал грузинский реформатор Каха Бендукидзе, "в его рамках борьба с коррупцией невозможна — эти люди слишком хорошо знают друг друга, у них чересчур тесные связи".

Частично именно с этим связана малоэффективная работа большинства силовых ведомств страны. Сначала представители команды Виктора Януковича, обвиняемые в коррупции и организации массовых расстрелов, смогли беспрепятственно покинуть Украину, избежав наказания.

Затем суд изменил меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест экс-командиру "Беркута" Дмитрию Садовнику, подозреваемому в массовых расстрелах на Майдане. В результате он тоже сбежал.

Финальным ударом по репутации украинских правоохранительных органов может стать снятие санкций ЕС и разблокирование счетов представителей ближайшего окружения беглого президента. Причина тому — отсутствие доказательной базы у обвинения.

Например, спустя 10 месяцев после смены власти в Генпрокуратуре официально признали, что до сих пор проверяют причастность к разворовыванию госимущества экс-депутата от ПР Юрия Иванющенко, а также экс-главы фракции ПР Александра Ефремова.

Впрочем, в "правительстве камикадзе" были и позитивные моменты. В госуправлении появились люди, пришедшие из бизнеса, которые знают реальную цену эффективному менеджменту.

Однако многих из них испугала реальность — государственная система противится любым реформам. Некоторые, как, например, Денис Бродский, один из лучших HR-менеджеров страны, возглавлявший Нацагентство по вопросам государственной службы, сломался, не проработав на госслужбе и полутора месяцев.

Другие продолжают бороться. "Я полагал, что после крови, пролитой на Майдане, система, работавшая десятилетиями, должна начать меняться. Увы, я заблуждался, — констатирует Михаил Радуцкий, заместитель главы Киевской городской государственной администрации, основавший в столице крупнейшую частную клинику "Борис". — Кумовство, телефонное право — со всем этим я сталкиваюсь почти ежедневно".

После парламентских выборов в Украине сформировалось новое правительство — технократов. На этот раз ставку сделали не только на людей из бизнеса, но и на экспатов. Трое членов Кабмина — Наталья Яресько, Айварас Абромавичус и Александр Квиташвили лишь за день до своего назначения получили украинское гражданство.

Именно на них возлагают большие реформаторские надежды. Но есть опасения, что в случае нереализации реформ или социальных потрясений, связанных с непопулярными решениями, именно экспатов сделают крайними политики, продолжающие думать в первую очередь о своём электоральном рейтинге.

Пока новая власть ассоциируется у украинцев не с реформами, а с урезанием социальных выплат, повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и с закручиванием гаек у малого и среднего бизнеса. Обещание вплотную заняться олигархами и таки заставить их "поделиться с бедными" остаётся невыполненным.

В актив новой власти можно записать только подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и возобновление сотрудничества с МВФ и другими зарубежными финансовыми структурами. Однако этого мало даже для стабилизации экономической ситуации в стране, не говоря уже о каких-то прорывах.

Текст: Станислав Мирошниченко, Юлия Самсонова