Тренды: Евроремонт Украины затягивается

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Десятилетия политики многовекторности закончились. Украинцы уяснили, что их будущее с Европой. Однако без реальной евроинтеграции они могут быстро разочароваться

Вопрос геополитического выбора Украины изменил историю нашей страны, а возможно, и всего мира. Внезапный отказ Виктора Януковича от подписания ассоциации с Евросоюзом спровоцировал Евромайдан и в конечном счете стоил ему президентства. Хотя после ноябрьского избиения студентов лозунг "Украина — это Европа!" уступил в популярности призыву "Зека — геть!", а сам Евромайдан потерял приставку "евро", протестная акция по своей сути всегда оставалась прозападной.

После победы Революции достоинства Украина довольно быстро зашагала в сторону ЕС. Уже в марте была подписана политическая, а в июне – экономическая часть многострадального Соглашения об ассоциации. Евросоюз в одностороннем порядке отменил пошлины на украинские товары, вместе с европейскими банками выделил Киеву несколько миллиардов евро финпомощи и кредитов. Одновременно росла и поддержка европейской и евроатлантической интеграции в обществе. Особенно на фоне российской агрессии. Согласно данным социологической группы "Рейтинг", с апреля число сторонников вступления в ЕС увеличилось с 55% до 64%. А проевропейские партии получили убедительное большинство в новоизбранном парламенте, сформировав коалицию в триста с лишним голосов.

Но геополитический выбор Украины принес ей и много новых проблем. Стремительно теряющий Украину Кремль на волне вполне закономерного постреволюционного хаоса забрал Крым, а после начал масштабную гибридную войну в Донбассе. Цель очевидна — вернуть нашу страну в сферу своего влияния. Пока что эффект обратный — антироссийские (и, соответственно, прозападные) настроения только растут. Но растут также и курс доллара, цены и напряжение в обществе.

Стабилизировать ситуацию можно благодаря капитальной помощи Запада, за сближение с которым Украина платит высокую цену. По словам премьера Арсения Яценюка, за этот год страна уже получила около $9 млрд от МВФ, Всемирного банка и Большой семерки, но нужно в несколько раз больше, чтобы избежать дефолта и вывести экономику на докризисный уровень хотя бы к 2016 году.

Брюссель и Вашингтон вроде бы готовы платить. Но ближе к концу 2014 года риторика западных политиков кардинально изменилась. Объяснения Киева, мол, во всех наших нынешних бедах виноват Путин и российская агрессия, на ЕС, похоже, уже не действуют. Зарубежные и украинские дипломаты не скрывают, что еврочиновники теперь требуют от Арсения Яценюка и Петра Порошенко реальных реформ и борьбы с коррупцией — иначе денег не будет. Утром реформы — вечером кредиты.

Свой геополитический выбор наша страна сделала. Теперь власти предстоит его реализовать. Иначе еврооптимизм украинцев, не ощутивших на себе преимуществ европейского выбора, может быстро смениться евроскептицизмом, чем непременно воспользуется Владимир Владимирович. И тогда о ЕС Украине придется забыть надолго. Кстати, в столичных очередях в Ощадбанк за пенсиями уже язвительно шутят: "Куда стоим? В Европу?".