Тренды: Российский информационный блицкриг не удался

Украина впервые не проиграла информационную войну России. Успех решили развить: контрпропагандой займется отдельное министерство

Массированная атака российской пропаганды началась задолго до Крыма, Майдана и войны на востоке — это произошло накануне отказа Виктора Януковича от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Военные действия Россия вела сразу на трех фронтах. Первый — внутренний, для жителей Российской Федерации. Здесь Путину удалось добиться немалых успехов. Вторым фронтом стала Украина, потерявшая, в том числе и в результате успешного российского информационного воздействия, Крым и часть Донбасса. Третьим фронтом было общественное мнение во всем мире.

"Россия предпринимает наиболее поразительный информационный военный блицкриг из всех, что мы когда-либо видели в истории информационных войн", — сказал Главнокомандующий НАТО генерал Филип Бридлав на саммите оборонного Альянса. Однако колоссальные деньги, потраченные на пропаганду ($9 млрд, по оценке американского конгресса), не сработали на все сто.

Первым сбоем пропагандистской машины Кремля стало восприятие мировой общественностью Майдана и Революции достоинства — оно оказалось противоположным российскому.

Вторым поражением Путин-ТВ стала реакция на призывы к сепаратизму на юго-востоке Украины. Несмотря на пропаганду и провокаторов в Харькове, Днепропетровске, Николаеве, Херсоне и Одессе, беспорядки переросли в открытое противостояние только в части населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, да и то при прямом вмешательстве России.

Третьим поражением была попытка обелить РФ после катастрофы боинга Малайзийских авиалиний. Версии об украинском истребителе, "отжатом" у ВСУ зенитно-ракетном комплексе и попытки скрыть присутствие российского "Бука" в Донбассе дали обратный эффект. Именно после них лидеры Евросоюза и США приняли решение о введении третьего пакета экономических санкций против страны-агрессора.

По-сути, из трех направлений информационной войны Россия, безусловно, преуспела только в одном — борьбе за настроения россиян, более 80% которых до сих пор поддерживают агрессивную политику Владимира Путина.

Но даже проигрыш РФ на остальных направлениях дорого обошелся Украине. В результате массированной пропаганды, направленной на жителей полуострова, был потерян Крым. В том числе благодаря усилиям Russia Today страны ЕС тянули с санкциями после аннексии Крыма.

На государственном уровне Украина до последнего времени не предпринимала усилий в сфере контрпропаганды. Ситуацию решили исправить: в составе нового Кабмина, утвержденного 2 декабря, по­явилось Министерство информационной политики, которое возглавил Юрий Стець — экс-генпродюсер 5-го канала и бывший депутат ВР, в последнее время руководивший информбезопасностью Нацгвардии.

Правда, украинцев-налогоплательщиков больше взволновал тот факт, что новый министр приходится кумом президенту.