Волноваха прошла маршами по Киеву. Фото и репортаж

Фото: Дарьи Решетняк
Фото: Дарьи Решетняк

Два киевских митинга, опять отделивших общественность от Президента. Десятки акций в других странах мира. День памяти погибших под Волновахой не собрал мировых лидеров, как марш поддержки Charlie Hebdo. Но стал не менее значимым для украинцев

Трагедию под Волновахой в информационном пространстве Украины пытались привязать к недавнему теракту в Париже: убийству 12 французских карикатуристов из Charlie Hebdo. Например, скопировали слоган: "Я – Волноваха" по аналогии с ""Je suis Charlie", а также назначили митинг памяти в ближайшее после происшествий воскресенье.

Точнее, больших митингов было два. Один с самого начала позиционировался, как общественный, и был назначен на 14:00. Другой был созван по инициативе Блока Петра Порошенко.

Как и в самом начале Евромайдана, политики и общественность не смогли договориться о совместных акциях. Организаторы гражданской акции призывали политиков присоединиться к ним, а те долали вид, что не слышат.

"Пропрезидентский" митинг памяти погибших под Волновахой. Майдан Незалежности. Все фото Александра Чекменева

Волноваха и Надежда Савченко

В анонсе указывалось, что пропрезидентский Марш единстваначнется в 12.00 в парке им. Тараса Шевченко. Однако там в это время была организована другая акция - в поддержку Надежды Савченко, и людей сюда пришло от силы два десятка.

Киевлянка Лилия Дубинская, подавшая заявку на проведение марша в защиту украинской летчицы, была раздосадована: "Митинг о Волновахе – это митинг против всего плохого и за все хорошее. Это декларация. А мы должны спасти патриотку нашей страны, голодающую в российской тюрьме уже почти сорок дней! И если другие думают о спасении лица Путина, то я хочу реально дать ему шанс остаться человеком и освободить Надежду Савченко".

До десяти защитников узницы отправились пикетировать Российское посольство с плакатами "Спасти Надежду!" К слову, в Варшаве прилегающий к российскому посольству парк уже назван в честь Надежды Савченко. Ну а в Киеве активисты пока написали письмо послу России в Украине Михаилу Зурабову с просьбой повлиять на решение Путина.

- Так куда нам идти? - Растерянно спрашивали несколько мужчин, пришедших под памятник Тарасу Григорьевичу. Казалось, Кобзарь грустно улыбнулся в усы.

Терроризм во имя Творца?

Активисты с белыми листками "Я Волноваха. JesuisVolnovakha" стали перемещаться на Майдан Независимости, где уже собрались сотни участников митинга. Площадь походила на человеческое море с белой пеной бумажных листков. С их помощью каждый говорил о себе: это меня расстреляли там, на Востоке.

В микрофон зачитывали имена погибших:

- Старчак Лариса Ивановна…. Коломоец Роман Анатольевич – 1988 год рождения, Моргасюк Татьяна Викторовна, - 1960 года рождения… Поляков Владислав Александрович – 1986 год рождения… Лагуткина Анастасия Владимировна – умерла в больнице,1990 года рождения… Одного человека опознать не удалось…

Участие в молебне приняли представители различных религиозных конфессий, а также президент, премьер-министр, депутаты.

Мужчины обнажили головы. Прямо передо мной была абсолютно белая густоволосая голова человека, который уже больше года приходит на Майдан. Поводы в основном печальные, но зато здесь можно четко понять, кто ты и для чего.

Предстоятели церквей называли кощунством против Творца терроризм во имя Его. Очевидно, подразумевалось очень влиятельное в Российской Федерации православие.

Впрочем, с высокой трибуны почти не звучало определение агрессора. Говорилось много и красноречиво о том, как страшен терроризм, и как важно выступить против него единым фронтом. Но ни одного слова злобы или ответной агрессии в адрес "северных соседей", как их иногда обозначали спикеры.

Невольно на ум пришло сравнение с прокремлевскими митингами в Москве, или заявлениями тамошних официальных лиц. Когда взахлеб говорится о хунте, фашистах и необходимости уничтожения соседней страны, как "сателлита Америки".

Гражданская альтернатива

Пока на Майдане Независимости выступал президент, на Михайловской площади собралось несколько тысяч людей. На странице в Facebookзаявивших о своем намерении прийти было почти десять тысяч человек."Тут раньше организовали, но мы собираемся объединяться", - объяснила участница митинга Людмила.

"Общественный" митинг памяти погибших под Волновахой. Михайловская площадь и марш на Майдан Незалежности. Все фото Дарьи Решетняк

Если во Францию на митинг по поводу убийства сотрудников Charlie Hebdo съехались лидеры многих государств мира, то на аналогичную украинскую акцию пришли только послы нескольких государств, причем именно на общественный митинг. На нем дали слово послу Франции Алену Реми, главе представительства ЕС в Украине Яну Томбинскому и послу Азербайджана Ильгаму Алиеву.

Здесь выступил также мэр Киева Виталий Кличко. "Кто-то придумал идею дестабилизации ситуации в нашей стране", - говорил градоначальник. Удивительная толерантность, - думала я. "Нужно объединить усилия и сделать Украину современным европейским государством. Но кто-то боится успеха Украины после Революции Достоинства!" - продолжал мэр столицы. И этот кто-то очень силен, если его страшно даже назвать, - хотелось подытожить.

Людей на этом митинге становилось все больше. Среди пришедших слышалось недовольство: "А что там на Майдане? Вы были там? Почему не объединились два марша? Странная организация!" Или такого плана: "После Волновахи посольства России в Киеве быть не должно! " Или даже: "А где же елка? Я так хотела посмотреть! Неужели уже убрали елку?"

Чуть поодаль от памятника выступающих слышно не было. Иногда кто-то из мужчин кричал: "Слава Украине! Слава нации! Украина…" Вокруг громко и страстно отвечали: "Героям слава! Смерть ворогам! Понад усе!". На этом мероприятии большое внимание уделили безопасности: везде были ответственные молодые люди с ленточками на рукаве.

Спустя час сотни людей с Михайловской площади организовали колонну и стали спускаться к Европейской площади. Без малого год назад здесь, на Грушевского погибли первые герои Небесной сотни – Сергей Нигоян и Михаил Жизневский. Участники склонили колени и помянули их. Внезапно на этой улице стало очень тихо.

За прошлый год Украина потеряла уже тысячи сыновей. И осознавать происходящее с каждым днем все труднее. Поэтому и выходят люди на площади, пусть даже на три разрозненных митинга.

Чтобы почувствовать друг друга, ощутить единство и силу. Чтобы приблизить победу, себя назвали Волновахой Харьков, Одесса, Чернигов, Мариуполь, Запорожье, Николаев, Кировоград, Львов, Ивано-Франковск, Сумы, Днепропетровск, Херсон, Полтава, Винница, Черкассы, Житомир, Хмельницкий, Тернополь, Ровно, Черновцы, Ужгород, Луцк. К ним присоединились Париж, Лондон, Прага, Дублин, Гамбург, Вашингтон, Вена, Франкфурт, Берлин, Лейпциг, Рим, Лиссабон, Сан Диего, Дублин, Брно, Сан Франциско, Неаполь, Варшава, Хельсинки.

А еще Москва. Она сегодня - тоже Волноваха.