Биометрическая лихорадка: в Европу через "совок"
Чтобы оформить новый загранпаспорт, люди занимали очереди с полуночи. Чего не сделаешь на пути к безвизовому режиму с Евросоюзом
C 12 января в Украине начали принимать документы для получения биометрических паспортов. В подразделениях Государственной миграционной службы — столпотворение, в очередях люди проводили по десять-двенадцать часов. Оплачивать пришлось восемь квитанций.
Неевропейская очередь
Отделение Государственной миграционной службы на столичном проспекте Бажана заставляет вспомнить о "совке": те же забитые людьми коридоры, те же скандалы из серии "вас здесь не стояло", те же неработающие усовершенствования вроде табло электронной очереди. На нескольких стульях под новогодней елкой дремлют те, кто пришел еще ночью.
— Я стою здесь уже пятый час, — возмущается предприниматель Петр Лис. — Многие занимают очередь, потом идут на работу, а через несколько часов возвращаются. Почему бы не сделать так, чтобы каждый приходил, когда ему назначено, а не торчал бы в коридоре целый день? Почему эти чертовы анкеты нельзя заполнить в интернете, а деньги проплатить с карточки?
— А на квитанции посмотрите! — включается в разговор пенсионер в лыжной шапке, протягивая мне пачку бумажек. — Их восемь штук. Везде пишут, что стоимость паспорта — 518 гривен, а с нас дерут 633. Кому в карман уходит остальное? 85 гривен мы платим за консультационные услуги, но я не припомню, чтобы меня кто-нибудь консультировал.
В этой очереди я чувствую себя психоаналитиком. На меня обрушивается шквал жалоб измученной бесконечным ожиданием толпы.
— Кажется, специально делают все, чтобы усложнить работу.
— Три очереди, хотя не должно быть ни одной.
— Если хочешь оставить свой старый паспорт, доплати 140 гривен. Еще одна обираловка.
— Люди добрые, подскажите, где брать квитанции? Кто крайний? А вы за кем? Какой у вас номер? Все, я за вами!
Пенсионер в лыжной шапке перебирает в руках бумажки с фамилиями. Напротив каждой — номер. Последний — 72.
— Вы лучше не записывайтесь, потому что все равно не пройдете, — хмуро заявляет пенсионер перепуганной даме в меховом пальто, которая пришла узнать, как получить "биометрическое счастье". — В понедельник приняли документы только у троих, во вторник — у двадцати четырех, в четверг — у сорока. Семьдесят человек за день не примут. Будь она проклята, эта очередь.
АРМов и бланков будет достаточно
В Государственной миграционной службе главной причиной очередей считают ажиотаж.
— Система новая, нет ничего удивительного в том, что в первый день работы в некоторых отделениях были проблемы. Но сейчас все наладилось, очереди понемногу уменьшаются, — обнадеживает руководитель пресс-службы Государственной миграционной службы Сергей Гунько.
Мы разговариваем с Сергеем у дверей столичного отделения Государственной миграционной службы на ул. Б. Хмельницкого. Очередь действительно не такая большая, как на просп. Бажана. Оказывается, за день здесь принимают не сорок, а более сотни человек. Секрет прост: на Хмельницкого есть два так называемых АРМа, автоматизированных рабочих места, позволяющих снимать биометрические данные. 12 января в Украине их было всего 32, но уже к середине февраля, по словам Сергея Гунько, начнут работать более 600 АРМов. А отделений, в которых можно будет сдать документы на получение биометрических загранпаспортов, станет более 200 (сейчас около 30).
— Напишите, чтобы люди повременили, — просит Сергей Гунько. — Уже в феврале биометрический паспорт можно будет получить гораздо проще.
Но люди, стоящие в очереди, не верят обещаниям власти.
— Могу с вами поспорить: пройдет недели две — и паспорта перестанут выдавать, — убеждает меня предприниматель Иван Данилюк, у которого большой опыт общения с госструктурами. — То ли ошибку в системе найдут, то ли брак в аппаратах выявят, то ли бланки паспортов закончатся. Это мы уже проходили. В нашей стране пока дают, надо брать.
— На полиграфкомбинате "Украина", который печатает паспорта, персонализирует их и делает чипы, зарезервировано более 3 миллионов бланков. При том, что в прошлом году оформлено 1,6 миллиона загранпаспортов, — пытается убедить Ивана и очередь Сергей Гунько. — Паспортов хватит всем.
Но люди в очереди не собираются расходиться.
— Мне за границу надо ехать. Ждать некогда, — отвечает на мой молчаливый вопрос миловидная девушка, сотрудница немецкого консульства. — У меня паспорт еще летом закончился, но я все ждала, когда разрешат делать биометрику. Таких, как я, тут большинство.
Миграционный тупик
Чтобы убить время в очереди, люди пересказывают друг другу все, что знают о биометрических паспортах.
— Паспорт будет уже не бумажным, а пластиковым, как права. Очень удобно.
— А визы куда клеить?
— Так виз уже не надо.
— Это только в Евросоюз не надо, а в другие страны?
— Так, может, электронные будут?
— У кого будет биометрический паспорт, тому будут открывать сразу долгосрочные визы. Поляки уже сейчас открывают визы на пять лет, насколько я знаю.
— Да что вы такое говорите? Это немцы дают на пять лет, а поляки — как всегда.
— Никаких преимуществ биометрический паспорт пока не дает, — говорит Сергей Гунько. — Преимущества появятся, только когда Евросоюз введет безвизовый режим с Украиной.
Упростить систему регистрации людей непросто: с целью защиты персональных данных миграционная служба работает через защищенные каналы связи.
Чтобы сделать возможной регистрацию людей в интернете, нужно разработать очень мощную защиту от хакеров. А главное, существующую систему с бумажными анкетами и пыльными коридорами все равно отменять нельзя, поскольку не все украинцы имеют доступ к интернету и способны правильно заполнить анкету онлайн. Киев в этом отношении не показатель.
Кроме того, у миграционной службы несколько лет назад уже был неудачный опыт введения интеренет-регистрации. Люди, занимавшие живую очередь, не пропускали тех, кто зарегистрировался через Сеть. Из-за этого постоянно возникали конфликты.
Разобраться с очередями можно было бы, увеличив количество сотрудников миграционной службы. Однако это идет вразрез с тенденцией сокращения госаппарата. Только в апреле службу сократили на 500 человек. Сейчас 4500 сотрудников Государственной миграционной службы заменили 8000 служащих упраздненных ОВИРов и паспортных столов. Кроме этого, они ведут регистрационный учет и картотеки, которыми до 2012 года занимались 30 000 паспортисток в ЖЭКах.
Есть еще "сервис для белых"
Чтобы компенсировать нехватку кадров, Государственная миграционная служба подключила к работе госпредприятие "Документ", выделившее по нескольку сотрудников на каждое отделение, где идет сбор данных на биометрику.
В Украине уже напечатано 3 миллиона загранпаспортов нового образца
Формально услуги ГП "Документ" по заполнению паспортных анкет и ответов на все интересующие вопросы добровольные. Но в очередях об этом никто не знает. Все послушно выстраиваются к консультантам и, получив квитанции "за информационные услуги", оплачивают их. Если кто и захочет заполнить анкету самостоятельно, образцов на стендах миграционной службы он не найдет. Система построена так, что обойти добровольно-принудительных консультантов почти невозможно.
Квитанций почему-то две: как Фокус впоследствии узнал в пресс-службе ГП "Документ", заполнение анкеты стоит 60 гривен, а устная консультация — 25 гривен. Третья квитанция — на 170 гривен — госпошлина. Четвертая — плата за изготовление паспорта и услуги миграционной службы — 348,15 гривны. Остальные квитанции банковские, за проведение каждого из четырех платежей. По ним нужно заплатить еще 28 гривен. Нетрудно подсчитать, что при оформлении полутора миллиона паспортов только за банковские услуги получат около 42 млн грн.
Деньги вносят не через кассу, а через терминалы банка, которые есть в каждом из отделений миграционной службы. Но вносить туда нужно купюры без сдачи, из-за этого каждый, получивший квитанции, как правило, бежит разменивать наличность. Можно, правда, оплатить квитанции и в отделении любого банка.
Пока на просп. Бажана люди в очередях проклинают совковую систему выдачи документов и оплачивают сомнительные услуги, в сервисном центре ГП "Документ" на бульваре Шевченко данные на биометрический паспорт можно сдать за час.
Ремонт, достаточно стульев, кофе, Wi-Fi, вежливые юноши и девушки в форменной одежде. Именно здесь сдавал документы на паспорт под номером 000001 президент Украины Петр Порошенко.
Доплата за сервис — 250 гривен. Если учитывать, что в отделениях миграционной службы все равно приходится платить дополнительных 85 гривен, переплата не кажется такой уж большой.
Почему нельзя было организовать все в отделениях миграционной службы? Зачем понадобилось создавать параллельную государственную структуру? На эти вопросы отвечает пресс-секретарь ГП "Документ" Владимир Полищук.
— Специфика государственной миграционной службы не позволяет ей заниматься коммерцией, — говорит он. — Есть и множество других ограничений. Кроме того, на оформлении загранпаспортов раньше зарабатывал кто угодно, только не государство. Мне известен случай, когда турфирма просила 5000 гривен за срочное оформление загранпаспорта. Были и тысячи посредников попроще, у которых все было "схвачено". Поэтому в 2013 году решили создать систему паспортного сервиса. Госпредприятие "Документ" уже открыло 18 отделений по всей Украине, в которых принимают документы на оформление биометрических паспортов. Во всех есть сотрудники миграционной службы, которые работают исключительно с базой данных. А сервисом занимаемся мы.
Проблема в том, что о сервисных центрах ГП "Документ" мало кто знает. Компания давала рекламу на телевидении, но "забыла" прорекламироваться в отделениях миграционной службы. Ничего не зная о сервисе "для белых", люди продолжают идти туда, где привыкли оформлять загранпаспорта, и выстаивают часами в очередях под уставшими новогодними елками.
Фото: УНИАН