Между строк. Что зашифровано в новых минских договоренностях

Богдан Яременко / Фото: facebook.com/bohdan.yaremenko
Богдан Яременко / Фото: facebook.com/bohdan.yaremenko

Украинский дипломат Богдан Яременко уверен, что подписанные в Минске 12 февраля бумаги не имеют юридической силы и опасны для Украины

Специально для Фокуса Глава правления благотворительного фонда "Майдан закордонних справ" Богдан Яременко проанализировал каждый пункт новых соглашений.

Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

Во-первых, из названия документа вообще непонятно, о чем речь. Вдруг это соглашения 1700 какого-то года между Литовским княжеством и еще кем-то? То есть это уже не язык юридического документа — в преамбуле должно было быть указано: комплекс мер, выработанных Украиной, Российской Федерацией и ОБСЕ как посредника, с целью прекращения военных действий… и так далее. Люди, которые это писали, или безграмотные, или преступники, скрывающие свои истинные мотивы, и специально написали никчемный документ, зная, что это может привести к обострению конфликта. Дальше. Отдельные районы областей абсолютно не определены, любой юрист вам скажет, что речь может идти как об оккупированных районах, так и находящихся под контролем ВСУ. То, что огонь прекращали не сразу, 12 февраля, а 15-го — это было позволение РФ завершить военную операцию в районе Дебальцево. Почему мы пошли на этот компромисс — для меня абсолютно непонятно. Но из этого пункта стоит запомнить именно "отдельные районы Луганской и Донецкой областей", и будем думать, что это именно о подконтрольных "ДНР" и "ЛНР" районах. Дальше нам это пригодится.

Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней контактной группы.

Тут упоминается оружие, которого нет у Украины. В документе не прописано, кто и что должен отвести и почему есть две линии соприкосновения. В сентябре украинская сторона настаивала на той линии, которая была зафиксирована на картах — мы знаем из прессы, что есть какие-то тайные протоколы от 19 сентября, где эта линия якобы обозначена. Были и спорные моменты из-за нечеткого определения, что обернулось для Украины страшными жертвами, в том числе в донецком аэропорту. Но здесь — какая-то линия, без сноски на протоколы от 19 сентября, на неопределенную дату — это самый простой путь к срыву этих договоренностей. Это значит, что линия может быть определена в любую секунду, в любую сторону, и никто не сможет доказать нарушение. То, что "процессу будет содействовать ОБСЕ", прекрасно. Но какие механизмы, неясно.

Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

Этот пункт не может быть выполнен, так как он не препятствует РФ наращивать свое военное присутствие в Украине и поставлять новое оружие. Тут пытаются выписать роль ОБСЕ в этом процессе, но без условия взять под контроль украинско-российскую границу эта роль просто смешна: ОБСЕ не будет влиять на ситуацию.

В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

По поводу Закона "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" — это сомнительный документ, действие которого Порошенко хотел отменить уже после парламентских выборов. Идем дальше. Есть ли полномочия у Кучмы давать предписания Верховной Раде? Со стороны других подписантов — это грубое вмешательство во внутренние дела Украины, то есть нарушается принцип суверенитета Украины. Этот пункт невозможно выполнить, не нарушая Конституцию и законодательство страны.

Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Здесь разночтения видны сразу. Например, касается ли этот пункт Надежды Савченко, которую российская власть обвиняет в совершении уголовного преступления? О ком здесь речь? С нашей стороны стали трактовать по-своему, россияне — иначе. Порошенко сказал, что Савченко отпустят, а в России заявили, что это решит суд. Говорилось, что совершившие преступления против человечности не попадут под амнистию, но из текста это, конечно, неясно. Любой международный договор должен выполняться во всей своей полноте, поскольку избирательное исполнение предусматривает возможность для другой стороны выйти из этого договора.

Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

Как обменять военнопленных, которые ими не являются? У нас нет объявленной войны и нет военнопленных, пленных во время АТО не может быть, могут быть задержанные или уничтоженные террористы. То есть мы обмениваем террористов на тех военнослужащих, которых удерживают заложниками террористы. Мы отдаем террористам террористов, которые продолжают в нас стрелять. Кто несет ответственность за следующих убитых? Это следствие того, что "ситуация в отдельных районах" не введена в правовое русло войны. С точки зрения украинского законодательства все те, кого мы задерживаем в этих "отдельных районах", являются уголовниками. И мы их отдаем непонятно на каких основаниях. Их можно амнистировать только в случае, если вступил в силу обвинительный приговор. То есть суд, амнистия, а потом передача другому государству. Беспокоясь о своих пленных, мы не исправляем ситуацию, а усугубляем, нарушая закон. И создаем условия для повторного нарушения.

Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

Какого механизма? Очевидно, здесь легитимизуется российская гуманитарная помощь на территории Украины. В Кремле могут назвать КамАЗы с оружием гуманитарной помощью, а Украина должна будет обеспечить безопасный доступ и доставку этого груза, если руководствоваться этим предписанием.

Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

В случае если эта территория контролируется Украиной, государство несет полную ответственность за соблюдение всех прав и интересов граждан. Но не раньше момента, когда она сможет контролировать эту территорию. Нас обязывают устанавливать процедуры, как именно мы будем возвращать социальное обслуживание на Донбассе. Но это нонсенс, потому что мы и так должны обеспечивать эти территории, и это все регулируется законами Украины. Это директива, в которой грубо нарушена логика — не говорится, что сначала все эти территории должны быть очищены от незаконных вооруженных формирований, что туда должны вернуться украинские флаги, милиция, законы, а уже после возобновиться финансирование. Но нет же — идет речь о том, что мы должны платить именно формированиям, которые страна фактически не признает, — "ЛНР" и "ДНР". То есть мы обязуемся финансировать социально-экономическую базу боевиков. Ни больше, ни меньше. В другом документе, декларации президентов и Меркель, есть упоминание о согласии Германии и Франции предоставить помощь Украине для возобновления банковской системы. Фактически боевики при поддержке России переживают о том, чтобы у них четко работала банковская система, чтобы можно было переводить деньги, в том числе за пределы Украины. И мы берем вместе с Францией и Германией обязательства обеспечить банковскую активность террористических организаций.

Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы.

Мы беремся провести выборы на оккупированных территориях, не имея никаких механизмов контроля их проведения. Мы узакониваем "правительства" террористических организаций "ЛНР" и "ДНР", наделяя их полномочиями в вопросах контроля за соблюдением украинского законодательства в части проведения выборов. Плотницкий и Захарченко просто назначат депутатов. Украина сможет обеспечить равные соревновательные условия? Например, участие в выборах на востоке Правого сектора или даже Блока Петра Порошенко? Как защищать документацию в условиях, когда там нет правоохранительных органов? В каких судах будут решаться спорные моменты? Вот здесь и обозначена победа Путина. Поскольку это фактически придание легитимности "ЛНР" и "ДНР" в чистом виде. Кроме того, исходя из этого пункта, трехсторонняя контактная группа является центром проведения выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. О полномочиях этой группы мы уже говорили — никчемный орган без юридической силы.

Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

В первом пункте я обратил внимание, как называются оккупированные территории. В этом документе они называются "отдельные районы Луганской и Донецкой областей". Сейчас мы читаем, что выводим вооружение с территории Украины. Мы обязуемся под наблюдением ОБСЕ вывести какие-то вооруженные формирования, военную технику, наверное, всю, и наемников. Никаких обязательств России, "ЛНР" и "ДНР" в этом пункте нет. Здесь односторонние обязательства Украины — разоружаться. "Разоружение незаконных групп" — скорее всего, красиво вписанный момент о добровольческих батальонах. Этот пункт, в принципе, невозможно воспринимать серьезно, хотя он ключевой, потому что без выведения войск мира там не будет никогда. Но прописано это так, чтобы он там и не наступил.

Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года.

А вот это называется сумасшедший дом. Какие полномочия посол ОБСЕ, посол России, гражданин Кучма, террористы Захарченко и Плотницкий имеют в конституционном процессе Украины? Да никаких. Вопросы конституционного устройства — исключительно полномочия украинского народа. Под определенным давлением можно было бы согласиться на пункт-рекомендацию. Но здесь — предписание! Говорят, что одним из достижений этих договоренностей является то, что нигде не упоминается "ЛНР" и "ДНР", но этого и не нужно — лидеры этих группировок предписывают Украине изменить Конституцию, если исходить из этого документа. Вчитайтесь. Конституция должна быть согласована с отдельными районами Донецкой и Луганской областей. Под контролем трехсторонней контактной группы: Плотницкого, Захарченко, Зурабова, Кучмы и посла ОБСЕ. "Особенности районов" оставляют опять же полную широту для толкований. Непонятно, какие особенности. Может, надо Сталина любить, может, надо будет записать, что это православная страна, что женщинам нельзя в рестораны ходить, введение расстрелов, публичных казней, — кто знает, какими они могут быть, эти особенности. В приложении есть директива о создании народной милиции. То есть все эти бандиты поменяют шевроны и станут народной милицией. Как это впишется в реформу Министерства внутренних дел? То есть в этих регионах у нас будет совершенно иная система? Мы этим документом заморозили на территории Украины гражданскую войну. Согласились с тем, что конфликт гражданский. Это то, что навязывал Путин. Согласились, что у нас есть какие-то особенные люди, со своими правами и особым статусом, которые уже по праву смогут отстаивать так называемую свою территорию с оружием в руках. И обвинить в этом Россию будет невозможно.

На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Трехсторонней группе предоставлена функция исполнительной власти и, очевидно, законодательной — они будут регулировать порядки проведения выборов. И это тоже форма легитимации Захарченко и Плотницкого.

Интенсифицировать деятельность Трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней контактной группы.

Пункт, которым нас окончательно добили, наделив широкими полномочиями эту группу. Институционализация абсолютно незаконного механизма.