Стреляют меньше, но работы нет, и банки закрыты
Жители городов в зоне АТО рассказали Фокусу о том, как изменилась их жизнь после 15 февраля — начала "перемирия"
В неподконтрольных Украине городах зоны АТО разрушенные районы соседствуют с центром, где работают магазины и кафе. Люди запасаются питьевой водой, учат детей дома, доверяют банковские карты и пин-коды знакомым, которые обналичивают их на украинской территории.
Фокус поговорил с Еленой Костенко, экономистом из Ясиноватой Ольгой Сидориной, менеджером из Донецка Дмитрием Пастушенко и шахтером из Марьинки, попросившим не называть его имя. Донецк и прилегающий к нему поселок Ясиноватая контролируются "ДНР", Марьинка – с августа украинскими военными. Все трое собеседников сейчас без работы.
"Перемирие" и обстановка в городе
"После объявления "перемирия" в Ясиноватой стало тише, но вдалеке слышны выстрелы из тяжелого оружия. Поселок сохранился, кроме кварталов, которые окружают Машиностроительный завод. Предприятие и окружающие его кварталы разрушили еще летом. В поселке осталось не более трети жителей. Сейчас уехать очень трудно: дээнэровцы взорвали мост, опасаясь, что украинцы будут идти на Донецк. За две недели до перемирия город интенсивно обстреливали. Гробовщик и таксист — сейчас самые востребованные профессии".
"В Донецке уже несколько дней тихо. Люди выходят на улицу, гуляют с детьми на площадках. Когда бомбят, безопасней находиться в домах, поэтому свежий воздух стал большой роскошью. Жители районов, которые обстреливали больше других, перебравшиеся в более безопасные районы, смогли поехать домой и оценить ущерб. Общественный транспорт работает, но не со всеми районами есть сообщение. Отремонтировали водопроводные сети в наиболее поврежденных Киевском и Кировском районах. Иногда раздаются одиночные взрывы в пригороде".
"Людей в Марьинке очень мало, все, кто мог, выехали. Люди начинают возвращаться в поселок, осматривают и ремонтируют дома, чинят свет. Вода у нас из колодца. Перемирие по большому счету ни на что не повлияло: в поселке на улицах не стреляют, но слышно, что поблизости идут бои".
Магазины, банки
"В Ясиноватой работают небольшие продуктовые магазины. Ассортимент скудный: остатки продуктов со складов. Большие супермаркеты закрылись. Рассчитаться можно только наличными. Чтобы обналичить банковские карты, жители города едут на украинскую территорию. Отдают свои карточки и пин-коды знакомым водителям, которые выезжают с территории "ДНР", снимают нужную сумму и берут себе 10–20% за обналичку. По моим подсчетам, цены выросли на треть по сравнению с довоенным периодом".
"В Донецке работают магазины и супермаркеты в центральных районах. Ассортимент постепенно сокращается, а цены увеличились примерно вполовину по сравнению с началом лета. Рассчитаться можно наличными".
Театры, клубы
"В центре Донецка работают кинотеатры, кафе и клубы. Посетителей хватает. Но надо помнить о комендантском часе и не находиться на улице после десяти вечера. Нарушителей могут задержать, отвезти в отделение и утром отпустить. Работают дискотеки. Во время интенсивных бомбежек все закрывается".
Больницы, школы, детские сады
"Летом из-за обстрелов на три месяца закрыли районную больницу в Ясиноватой. В ноябре она открылась. Школы работают дистанционно: если нет бомбежек, дети приходят, берут задание и уходят по домам. Садики закрыты".
"Школы в Донецке работают в зависимости от обстановки в городе: когда бомбят, дети учатся дома. Как правило, из школы звонят и сообщают, будут ли занятия. Больницы почти все работают. Нагрузка на медиков очень большая: туда привозят тяжелораненых и тела погибших. Соседка-медик говорит, что тела складывают штабелями, но все равно места не хватает. Она надеется, что во время перемирия их вывезут".
"В Марьинке школу разрушили еще летом. Сейчас нет смысла ее восстанавливать, потому, что детей в поселке нет. Аптеки и медпункт не работают".
Работа
"В Донецке работает одно украинское государственное предприятие — Донецкое вагонное депо. В последние месяцы — четыре дня в неделю, теперь три. Зарплату хоть какую-то выплачивают. У кого частный бизнес, перерегистрируются, иначе "ДНР" закроет эти предприятия. Кто мог, уехал и перевез бизнес. Есть работа у строителей, стекольщиков и водителей".
"Шахты в Марьинке не работают более полугода. Молодежь или люди среднего возраста живут за счет выплат пенсионерам — работы тут никакой нет. Пенсию можно получить на почте или обналичить карту в поселке Курахово. Кому повезло, работают в соседних городах, но таких единицы. Волонтеры привозят гуманитарную помощь, еду и одежду".
Фото: Getty Images