Эка, Давид, Михо и другие. Что дадут Украине реформы с грузинским акцентом
Чем пригодится Украине опыт грузинских реформаторов плюс 15 слов и выражений для общения с новой политической элитой страны
Представители Грузии в коридорах украинской власти — тренд сезона. Участники опроса Фокуса рассказали, какие краски в политическую палитру Украины могут добавить грузинские реформаторы, и кого еще стоило бы привлечь для работы в органах власти.
— Я плохо знаком с грузинским политикумом. Но могу сказать, что действовать они будут быстро и жестко. Если дадут. Если не дадут — не постесняются провести пресс-конференцию и опубликовать все с фамилиями. Они тут не в темах и не в схемах. И подкупить их будет очень сложно. У Миши Саакашвили в Грузии кличка — Армагеддон. Чувак реально без тормозов и умеет работать на результат.
Что объединяет украинцев и грузин, так это остатки совкового менталитета и завышенные ожидания от государства: государство должно, государство обязано и т. п. Президент Украины по сути выполняет функции переговорщика между олигархатом и народом. В Грузии многое удалось именно из-за того и благодаря тому, что на самом верху приняли решение все менять.
— Все лучшие представители Грузии уже здесь, это касается и Эки Згуладзе, и Давида Саквалеридзе, и всех остальных. Жаль, что Украина так и не смогла воспользоваться знаниями Кахи Бендукидзе, который умер. И еще в новой властной команде был бы к месту Вано Мирабишвили, бывший министр внутренних дел Грузии, но он сейчас в тюрьме, куда его посадил нынешний пропутинский режим. Что касается национальных черт, то все эти грузины скорее живое опровержение черт, которые обычно приписывают грузинам: говорят, что грузины коррумпированные, несистемные, ленивые. Эти ребята опровергают такие утверждения своей работой в грузинской власти. Они просто инопланетяне. Они нацелены на результат и понимают, что фронт борьбы за Грузию сейчас проходит в том числе и в Украине. Так что они своего рода интернационалисты. И они не привнесут в украинскую политику ничего, кроме уже проверенных в Грузии технологий и нацеленности на результат.
— Грузины, которые пришли в украинскую власть, как мне кажется, не такие уж яркие носители грузинских национальных черт. Они представители молодого поколения, воспитанного в духе западного бюрократизма и педантизма, и поэтому будут работать профессионально, не подчеркивая свою национальную принадлежность.
Честно говоря, я бы не рекомендовал никого. Причин три. Во-первых, чтобы рекомендовать кого-либо, надо знать его досконально. Такими знаниями о нынешних грузинских политиках не располагаю. Во-вторых, боюсь, что если не оправдаются повышенные надежды, которые возлагают на грузин президент и значительная часть украинского общества, может быть испорчен имидж не только конкретных грузинских функционеров, вовлеченных в украинскую политику, но и грузинских реформ в целом. В-третьих, полагаю, что сейчас в самой Грузии ощутимая нехватка высокопрофессиональных кадров и у нее просто нет лимита для их экспорта.
— Изменения в обществе к лучшему зависят не от национальности руководителей, а от доброй воли всех участников системы.
Грузия сама пережила опыт войны и опыт помощи беженцам. Например, моего дедушку в 1993 году, во время войны в Абхазии, расстреляли в Сухуми за то, что он был грузином.
Абхазия стала огромной трагедией для грузин во всех странах мира и для всех национальностей, которые жили в Грузии. Многолетний опыт сопереживания беде ближнего как раз сейчас должен быть имплементирован в Украине для поддержки пострадавших беженцев с Донбасса.
— Те грузины, которые сейчас приглашены помочь Украине, в первую очередь привнесут свои знания и бесценный профессиональный опыт. А что касается национальных черт, это, наверное, творческое отношение к делу и азарт.
Из сегодняшнего грузинского истеблишмента, к сожалению, никого посоветовать не могу. Сегодняшнее грузинское правительство за два года доказало свою полную некомпетентность. Из бывших, то есть из так называемой реформаторской команды Саакашвили, мне, конечно, ближе гуманитарная сфера, в которой больше разбираюсь. Бывший министр культуры Грузии Николоз Руруа и руководитель Национального киноцентра Грузии Тамара Татишвили добились того, что Грузия сегодня член такой организации, как "Еуримаж". Украинскому кино, которое, верю, сейчас на подъеме, такое членство нужно как воздух. Грузинский опыт и лобби в европейских организациях им поможет в этом деле. Под крылом того же министерства культуры творило великие дела Национальное агентство по охране памятников культурного наследия под руководством Николоза Вачеишвили. Это крупный специалист европейского уровня с уникальным опытом. Такой опыт также пригодился бы Украине. Война не вечна. Скоро наступит время собирать камни.
Грузинский со словарем
Самый краткий разговорник для общения с новой политической элитой Украины
Подчиненным замминистра МВД и генпрокурора Эки Згуладзе и Давида Сакварелидзе стоит выучить фразу "Шеидзлеба ак давджде?" — "Можно здесь сесть?". Слово "сесть" здесь употребляется в прямом смысле. Это пригодится, если вас будут колоть на "агиарэба", то есть "признание".
Фокус составил самый краткий список слов и выражений, которые могут понадобиться для общения с новым украинским истеблишментом (использованы материалы русско-грузинского разговорника Елены Вахтангашвили).
Где находится отдел кадров? — Сад имкхопеба кадребис ганкуопилэбис?
Оставьте меня в покое. — Даманэбэт тави.
Возьмите себя в руки. — Тави хэлши аикхванэт.
Кто вы по профессии? — Вин харт пропесиит?
Я занимаюсь политикой. — Мэ вмогватцэоб политикис даргши.
Приношу извинение. — Бодишс вихди.
До каких пор? — Родэмдис.
Рады вас видеть. — Тквени нахвит мохарули вар.
Вот моя визитная карточка. — Аи чеми савизито барати.
Почему бы нам не перейти на "ты". — Хом ар гадавсулвикхавит шенобит мимартвазе.
Простите, я не понял. — Укаправад ме вер гавиге.
Я могу вас попросить об одной вещи? — Шеидзелеба гтховот эрти рамис шесахэб?
Всего хорошего. — Каргат икавит.
Простите, что заставил вас ждать. — Мапатиэт ром галодинэт.
Это абсолютно исключено. — Эс срулиад гаморицхулиа.