Убийство Немцова совпало в России с Днем "вежливых" спецназовцев, – редактор The Economist

Фото: Алексей Абанин, "Дождь"
Фото: Алексей Абанин, "Дождь"

Эдвард Лукас, редактор еженедельника The Economist и один из главных лоббистов Украины в Великобритании – о том, как связаны убийство Немцова и война на востоке Украины

"Кто бы ни спустил курок оружия, оборвавшего жизнь Бориса Немцова, моего самого близкого друга среди российских политиков, ответственность за его смерть несет политическая система, созданная Владимиром Путиным. Из этой системы полностью исключили оппозицию, больше того - оппозицию демонизировали, объявив ее лидеров предателями и марионетками Запада", - пишет Эдвард Лукас.

Рейтинги Путина, по мнению Лукаса, держатся на деньгах, пропаганде и страхе. "Он приобрел популярность, подбросив немного мелочи в карманы простых людей и прибавив несравнимо большие суммы к банковским счетам влиятельной элиты. Но сейчас деньги теряют свою ценность – отчасти из-за подкосившей российскую экономику коррупции, отчасти из-за санкций западных стран и падения цен на нефть – а значит, на авансцену выходят пропаганда и страх".

Идею, что Немцов мог быть убит вопреки воле Кремля, автор считает абсурдной, как абсурдна и надежда на то, что будет проведено сколько-нибудь серьезное расследование. И почти не имеет значения, было ли это преступление заказано "сверху", или ему просто позволили состояться. Как и все убийства, произошедшие за годы правления Путина, смерть Немцова несет четкое политическое послание: если вы знаете о Кремле слишком много, если вы раздражаете людей у власти, вы заплатите за это, и, возможно, самую высокую цену.

"Надгробия – это дорожные вехи российской политики", - пишет Лукас. И перечисляет знаковые трагедии прошлых лет.

Галина Старовойтова, общественный и политический деятель, была убита в 1998 году – вероятно потому, что была слишком хорошо осведомлена о бандитской деятельности властей Санкт-Петербурга, города, в котором начал свою карьеру Владимир Путин.

Два депутата государственной думы РФ, Сергей Юшенков и Юрий Щекочихин поплатились жизнью за расследование взрывов жилых домов в 1999 году – эти теракты помогли Путину прийти к власти. Российских парламентариев не защитил их статус, как не спасло бывшего сотрудника службы безопасности Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне, его британское гражданство.

Смерть Немцова несет четкое политическое послание: если вы знаете о Кремле слишком много, если вы раздражаете людей у власти, вы заплатите за это

Международная известность не помогла журналистке Анне Политковской, убитой в Москве. Такими же жертвами режима стали правозащитница Наталья Эстемирова, юрист-правозащитник Станислав Маркелов, и избитый до полусмерти, но все же выживший журналист Олег Кашин. "И теперь множество отважных людей в России и за ее пределами спрашивает себя: кто следующий? Статус бывшего вице-премьер-министра не помог Немцову. Никто не может чувствовать себя в безопасности".

После того, как Немцова изгнали из большой политики, он начал антикоррупционную кампанию, успешно выступив в роли журналиста-расследователя, вспоминает Лукас, и подтверждает информацию, появившуюся с СМИ: в последнее время Немцов работал над новым докладом, который доказал бы участие российских войск в войне на востоке Украины.

"Заманчиво предположить, что именно этот проект мог стать причиной убийства. Но я сомневаюсь в этом. В уже опубликованных на данный момент фотографиях, видеозаписях и других документах, содержатся неоспоримые доказательства той роли, которую Кремль играет в этой войне. С чего бы российским властям волноваться о том, что маргинальный оппозиционный политик еще раз озвучит общеизвестные факты? В России его все равно никто не услышит – режим установил предельно жесткие фильтры на весь поток информации, проходящей в СМИ. А что думают в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне или Берлине Москве уже давно безразлично. Времена, когда российские лидеры стремились стать популярными в западных столицах, прошли. Теперь на смену уважению пришло вызывающее пренебрежение".

Гораздо более вероятным мотивом убийства, по мнению Лукаса, является символизм. Политковскую застрелили в день рождения Путина – многие тогда задумались, не была ли ее смерть жутким "подарком". Убийство Немцова совпало с впервые учрежденным в России Днем сил специальных операций - "вежливых людей". Авторами чудовищного поздравления могли быть те же, кто воюют сейчас в Донбассе: "Боевики, ведущие войну на востоке Украины, получают поддержку и финансирование от правительства РФ, при этом среди них есть ультра-националисты, уже давно привыкшие убивать. А Немцов, как ярый критик российских действий в соседней стране, был объектом особой ненависти".

"Три года назад мы были оппозицией. Сейчас мы не более чем диссиденты"


Борис Немцов
Fullscreen
Борис Немцов

"Кроме того смерть Немцова предоставила пропагандисткой машине Путина возможность распространить очередную порцию излюбленной смеси из теорий заговора и личных инсинуаций. LifeNews, СМИ со связями в российских силовых и разведывательных структурах, сообщило, что причиной заказного убийства стал спор из-за аборта подруги Немцова. А другие прокремлевские источники в социальных сетях утверждают, что настоящим заказчиком является сама же оппозиция или ее западные спонсоры: поскольку смерть Немцова бросает тень на репутацию Кремля, очевидно, что это дело рук несогласных с режимом. Это та же извращенная логика, согласно которой в крушении самолета Малазийских авиалиний МН17 в июле прошлого года виновны либо украинцы, либо Запад".

Лукас отмечает: и для ведения гибридной войны в Украине, и для установления гибридного террора на собственной территории Россия использует одни и те же методы: кампании по дезинформации, юридические махинации, срежиссированные демонстрации и беспорядочное насилие. "Весь ужас заключается в том, что это работает", - констатирует Лукас.

"России удалось дестабилизировать Украину, отодвинув в очень отдаленное будущее перспективы экономического и политического процветания. Ей удалось расколоть Запад, превратив Францию и Германию в повивальных бабок дутого перемирия, согласованного в Минске. И ей удалось маргинализировать оппозицию, сведя ее значение к нулю. Как сказал сам Немцов в интервью TheFinancialTimes незадолго до своей смерти: "Три года назад мы были оппозицией. Сейчас мы не более чем диссиденты".

Политковскую застрелили в день рождения Путина – многие тогда задумались, не была ли ее смерть жутким "подарком". Убийство Немцова совпало с объявленным Днем сил специальных операций

В одну из последних встреч Немцов попросил помочь ему связаться с финансовой разведкой Швейцарии, вспоминает Лукас. Немцов расследовал очередную финансовую аферу Кремля, и был предельно возмущен тем, какую роль сыграли в ней западные банкиры и юристы. Как западник, верящий в то, что Россия должна стать современным европейским государством, основанным на принципах свободы и закона, политик пришел в ужас от того, сколько западных стран и компаний сотрудничает с режимом Путина. Тем, кто теперь хочет отомстить убийцам Немцова, знает с чего начать, – заключает автор.

Об авторе:

Эдвард Лукас, британский журналист, публицист, вице-президент Центра анализа европейской политики CEPA, на протяжение 30 лет изучающий политику стран Центральной и Восточной Европы. Автор книг "Новая холодная война: Как Кремль угрожает России и Западу" (2009) и "Обман. Шпионы, ложь и как Россия дурачит Запад" (2012).

С 1986 года – корреспондент британского еженедельника TheEconomist в странах Центральной и Восточной Европы, редактор международного отдела TheEconomist, сейчас руководит отделом энергетики и природных ресурсов. Свободно говорит по-польски и по-русски.

В украинско-российском конфликте занимает проукраинскую позицию, а первыми шагами к успешному развитию Украины считает установку контроля над поступлением и распределением энергоресурсов, снятие "ауры неприкосновенности" с олигархов и возвращение в страну средств, вывезенных за границу режимом Януковича.

Статья Bravery / "Храбрость" была опубликована 28 февраля на сайте Центра анализа европейской политики CEPA