Украина – не конечная цель Путина, – Николай Сунгуровский
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский рассказал Фокусу о том, получит ли Украина от Запада летальное оружие и помогут ли нашей стране миротворцы
Заявления президента о введении в Украину миротворческой миссии — это попытка гудеть, когда локомотив стоит на месте. Для того чтобы у Украины появился план дальнейших действий, нужно понять, с какой болезнью мы боремся. Нет оценки состояния больного. И поэтому не складывается комплексный план лечения, работающий по нескольким направлениям.
Если у нас война гибридная, то и ответ должен быть гибридным: в экономическом, дипломатическом, военном направлениях необходимы четкие, взаимосвязанные по времени, по исполнителям, по результатам действия. На экономическом фронте нужно работать над санкциями, на военном — не просто ждать, что Путин остановится, а останавливать его. Необходимо работать и на информационном фронте, а также над стабилизацией ситуации в стране — начинать говорить с людьми не на языке обещаний, а на языке результатов.
Президент сказал, что вывод войск из Дебальцево впишут золотыми буквами в историю Вооруженных сил. Я могу добавить, что это будет вписано черными буквами в историю военно-политического руководства. Если стратегически или оперативно такая военная конфигурация сложилась, необходимо было что-то с ней делать. Как правило, такие вклинения в оборону противника долго не держатся — надо было или развивать деятельность в этом направлении, или наносить фронтальные удары, что-то надо было делать, шевелиться, а не просто стоять. Я не вижу вообще никакого плана операции, а уж тем более никакого плана по выводу войск, учитывая то, что это планировал не Генеральный штаб, а сами комбаты.
Перспективы предоставления Украине летального оружия в основном зависят от политического фона в каждой стране. Политики ориентируются на своих избирателей, а тех часто не устраивает перспектива военного разрешения российско-украинского конфликта, и это необходимо учитывать. Но также необходимо все время объяснять: ребята, следующие вы. Украиной дело не ограничится, потому что Украина — не конечная цель Путина, это промежуточный результат, который даст ему возможность восстановить свою империю.
Знаковым было принятие Верховной Радой постановления о признании России страной-агрессором. Но это же еще не все. Необходимо, чтобы такое решение было принято на уровне ООН. Для этого даже не обязательно реформировать Совет Безопасности, одним из постоянных членов которого является Россия, способная ветировать решение. Это можно сделать в обход Совбеза, через Генеральную Ассамблею ООН. После решения ВР ожидалось, что наша дипломатия заработает в этом направлении и мировое сообщество признает Россию агрессором. Потому что отсутствие однозначной оценки действий РФ удерживает очень многие страны — каждой приходится выстраивать свою позицию. Если бы Россию признали агрессором, это намного облегчило бы выбор собственного курса каждой страны. И тогда вопрос санкций и предоставления Украине оружия имел бы более простое решение.