Воскресший завод. Как ремонтируют танки для АТО на Харьковском бронетанковом

Фото: Дмитрий Синяк
Фото: Дмитрий Синяк

Харьковский бронетанковый долгие годы был танковым кладбищем. Сейчас завод работает в три смены, чтобы вовремя выполнить военные госзаказы

Related video

Харьковский бронетанковый завод был создан для ремонта и модернизации танков Т-64, которые делал завод им. В. Малышева. В советские времена на Малышева производили по сотне танков в месяц. Кроме того, к каждой машине прилагался еще грузовик запчастей. Харьковский бронетанковый тогда ремонтировал около 500 танков в год. Но поскольку за годы независимости количество крепостей на колесах в Украине сократилось почти в восемь раз, бронетанковый остался не у дел.

Когда Виктор Козонак, до этого работавший генеральным директором Херсонского автомобильного завода "Анто-Рус", в августе прошлого года впервые посетил Харьковский бронетанковый, он застал удручающую картину. С 2000 года здесь не отремонтировали ни единого танка. Завод пытался выживать, ремонтируя тракторные двигатели. Предыдущее руководство предприятия делало все, чтобы обанкротить его и построить здесь грузовой терминал. Собственная железнодорожная ветка, погрузчики и 25 га территории в городской черте делали предприятие лакомым кусочком для рейдеров. При этом значительную часть этой территории все еще занимали танки.

Fullscreen

Кризис-менеджер. Директор Харьковского бронетанкового Виктор Козонак восстанавливает почти уничтоженный завод

Теперь уже директор Харьковского бронетанкового Виктор Козонак не боится показывать мне то, что в соцсетях называют танковым кладбищем. Со стороны действительно может показаться, что это свалка металлолома. Некоторые танки стоят без башен и гусениц, друг на друге.

— Эти танки — так называемое избыточное имущество Минобороны, переданное нам на хранение, — поясняет директор, такой же хмурый, как и его киевский коллега. — Все они когда-то несли службу в странах Варшавского договора, а после вывода советских войск оттуда часть танков отправили сюда. По правилам хранения танки могут стоять на специальных опорах в два яруса, при этом башни и гусеницы хранятся отдельно, а верхние люки завариваются. Мы теперь постепенно снимаем эти танки с консервации, возвращая их в строй.

Fullscreen

К бою готов. Отремонтированный танк Т-64 во время испытаний на Харьковском бронетанковом заводе

В танках меняют всю электронику и резино-технические изделия, а также перебирают двигатели и снабжают боевые машины динамической защитой. На заводе трудятся более 200 рабочих. Причем 70 из них набрали за последние два месяца. Работают в три смены, а в декабре предприятие работало без выходных, чтобы вовремя выполнить заказы Минобороны, Нацгвардии и Харьковского батальона территориальной обороны.

В одном из цехов Виктор Козонак показывает мне необычную БМП. Фактически это гибрид танка и боевой машины пехоты. Проект был разработан давно, но оказался под сукном. Теперь Харьковский бронетанковый пытается снова привлечь внимание Минобороны к этой перспективной разработке.

"Все настроены очень патриотично. И вкалывают за троих, потому что понимают: во многом от них зависят судьбы бойцов и в чем-то даже исход этой войны"


Виктор Козонак
об атмосфере на военном предприятии города, в котором по-прежнему много пророссийски настроенных жителей
Fullscreen
Виктор Козонак об атмосфере на военном предприятии города, в котором по-прежнему много пророссийски настроенных жителей

— Снизу — это танк Т-64, — объя­сняет Виктор Козонак. — А верхнюю часть мы делаем сами, наваривая броню и добавляя огневой модуль. Эта машина предназначена для перевозки людей и грузов в особо сложных условиях. К примеру, во время обороны донецкого аэропорта она очень пригодилась бы. Люди в ней защищены гораздо надежнее, чем в обычной БМП. Бронированная крепость способна перевозить около 15 десантников.

Средняя зарплата за декабрь на Харьковском бронетанковом составила около 6000 грн. Неплохо для Харькова, где официальная средняя зарплата — 3085 грн, но, по словам директора завода, это очень тяжелый хлеб. Все время приходится работать с увесистыми металлическими деталями. Тем не менее люди трудятся не покладая рук. Рабочие сами отремонтировали грузовые автомобили для подвоза комплектующих, которые уже давно были не на ходу и считались металлоломом.

Читайте также: Броня крепка. Репортаж с бронетанкового завода, где ремонтируют технику для АТО

— Все настроены очень патриотично, — говорит Виктор Козонак. — И вкалывают за троих, потому что понимают: во многом от них зависят судьбы бойцов и в чем-то даже исход этой войны.

Фото: Дмитрий Синяк