Кто кому должен помогать оружием еще вопрос, – посол Канады в Украине

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Посол Канады Роман Ващук рассказал Фокусу, когда его страна предоставит Украине оружие, куда готовы инвестировать канадцы и почему, в отличие от россиян, украинцы сами меняют страну

Он в совершенстве владеет семью языками, демократичен в общении и готов часами рассказывать об Украине. Сын украинских эмигрантов Роман Ващук, назначенный послом всего шесть месяцев назад, уже объездил полстраны. Для дипломата это вторая рабочая командировка в Украину. 16 лет назад он работал штатным советником в посольстве, так что об изменениях в нашей стране может судить исходя из собственного опыта.

Канада была не только одной из первых стран, признавших независимость Украины, но и первой, кто заговорил вслух о военной агрессии России против Украины. Есть ли у канадского правительства планы по ужесточению санкций относительно РФ?

— Санкции уже достаточно сильны, и, если нужно, можно рассматривать дальнейшее развитие этого направления. Но здесь невозможно решить вопрос "или — или". В выборе инструментов больше действует принцип "и — и", когда можно дополнять в надежде угадать правильную дозу.

Мы скептически относимся к тому, как РФ выполняет подписанные ею договоренности (минские. – Фокус). В случае полного провала переговорного процесса Канада готова рассматривать все возможные варианты помощи Украине.

Хотя у дипломатов надежда умирает последней. И мы все-таки надеемся, что принятые экономические и переговорные меры заставят Россию одуматься.

Вы говорите, что Канада при необходимости готова рассматривать все возможные способы помощи Украины. Касается ли это предоставления Украине летального оружия?

— Предоставление оружия мы рассматриваем как запасной вариант на случай дальнейшего ухудшения ситуации. Но я напомню, что Украина находится в топ-10 мировых производителей и экспортеров оружия, а Канада — нет. Так что вопрос о том, кто и кому должен помогать, открытый.

Не стоит забывать о собственных ресурсах в этой сфере. Я знаю, что многое уже делается, и украинский оборонный сектор для собственного производства находит партнеров за границей. Взять хотя бы производство броневиков Кременчугского автозавода — большинство таких машин изготавливаются по образцам одной из канадских фирм.

"Kанадским инвесторам интересны транспортная и нефтегазовая сферы"

В конце прошлого года в прессе активно обсуждали информацию о том, что Канада якобы предложила Украине истребители, но мы от них отказались. Так было ли такое предложение?

— Я понимаю психологическое желание людей найти какие-то чудодейственные лекарства, чтобы решить нынешнюю ситуацию на востоке, но таких лекарств нет. Как не было и этих канадских самолетов. То есть они в размонтированном виде где-то в мире существуют, но их никто никому не предлагал, и тем более Украина от них не отказывалась.

Помощь из-за океана

И все же в течение последнего года именно ваша страна оставалась едва ли не самым активным помощником в обеспечении украинских военных. Каковы размеры оказанной материальной помощи?

— С января 2014 года общая помощь Канады, если учитывать льготное финансирование, проекты и вещевую помощь, составила 568 млн канадских долларов (по курсу НБУ на 06.04.14 почти $450 млн. — Фокус). Большая часть бойцов четвертой волны мобилизации была одета в нашу зимнюю форму.

А потом эту форму, если помните, можно было купить в интернете или комиссионках. Неужели проконтролировать передвижение помощи невозможно?

— Если речь идет о форме или приборах ночного видения, то у нас есть договоренность с Советом волонтеров при Министерстве обороны. С нашей стороны есть люди с аудиторским опытом, которые долго работают в Украине. Они вместе проверяют списки, выезжают на места, чтобы убедиться, кому именно все это раздают.

В Одессе мы видели, как 48 прибывших из Канады контейнеров (а это 30 тыс. комплектов зимней формы, 70 тыс. пар обуви, варежки) были перевезены на склады Минобороны под присмотром волонтеров. Чтобы все это разобрать и рассортировать, днем и ночью добровольно работали 365 человек!

Fullscreen

Ключи от склада были и у Минобороны, и у волонтеров. Пакеты составлялись по спискам командиров с передовой в соответствии с потребностями военных частей. Бойцам пакеты отправлялись также под присмотром волонтеров. Думаю, такая система контроля достаточно надежная.

Это не значит, что одна куртка или пара штанов не окажутся в комиссионном магазине, но строить на этом журналистскую кампанию расследований не стоит.

Писали не об одной куртке — якобы исчезали контейнеры.

— Зачастую все это является результатом паники в социальных сетях. В августе, когда прилетел первый самолет, большинство груза было предназначено для пограничников, и так как Нацгвардия и армия эту помощь не получили, кто-то начал распространять слухи, что помощь исчезла.

То же самое говорили и о помощи, которая прибывала в Одессу. В Facebook написали, что она уже продается на рынке, хотя контейнеры в то время еще находились на корабле, который даже не пришвартовался.

Дальше был "фотофакт", что в Днепропетровске на рынке продается канадская помощь. Я смотрю на фото в соцсетях и вроде узнаю сапоги, штаны, чью-то куртку, руку — моя сотрудница! Оказалось, что это фото с презентации, которую мы проводили совместно с министром обороны Степаном Полтораком в Одессе. Фото выкроили и представили как факт продажи этих вещей на рынке в Днепропетровске.

Так что здоровый цинизм украинцев часто используют в борьбе против них самих, потому что каждый готов верить в любой слух о краже. Но я бы советовал культивировать больше взаимного доверия. На этом нужно строить новую страну.

Длинные деньги

Сейчас Украина остро нуждается в инвестициях. Насколько привлекательной, по-вашему, является наша страна для канадских бизнесменов?

— Мы как раз подводим итоги финансового года, и согласно статистике нашего торгово-инвестиционного отдела уже дважды за последний год были улучшены показатели в этой сфере.

Характерной чертой предыдущих лет была закрытость и зацикленность украинской экономики на определенных людях и процессах, а это не предусматривало свободных действий иностранных игроков. Они были вынуждены действовать в ограниченных обстоятельствах. Поэтому чем четче будут выписаны сейчас правила в Украине, тем вероятнее, что начальный бизнес-интерес превратится в реальные бизнес-планы и инвестиции.

"Это такая уникальная особенность украинцев — они не доверяют, но рвутся работать, чтобы изменить ситуацию"

 Роман Ващук о характере украинцев Fullscreen
Роман Ващук о характере украинцев

Какие сферы для инвестирования интересны Канаде в первую очередь?

— ІТ-сфера и аграрный бизнес — это два ключевых сектора, где есть непосредственный интерес наших инвесторов. Сотрудничество в ІТ-сфере в течение последних лет успешно развивается, поскольку не входит в круг интересов ни олигархов, ни государства. Есть ряд успешных передовых канадских компаний, программное обеспечение которых обслуживается здесь, в Украине, — это десятки миллионов долларов оборота.

Что же касается аграрного бизнеса, то за последние полгода я дважды был на открытии больших зерновых элеваторов, построенных по канадской технологии в Житомирской и Ровенской областях. Также канадским инвесторам интересны транспортная и нефтегазовая сферы.

Каковы реальные перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере?

— Здесь есть несколько важных аспектов. Потребности украинского бюджета привели к установлению непомерной рентной платы для частных производителей нефти и газа.

Например, одна из таких фирм-производителей в 2013 году была самым крупным налогоплательщиком в Луганской области. С приходом туда канадского инвестора добыча газа увеличилась в четыре раза. Но рентная плата в размере 70% для них непомерно высокая. Этот пресс выдержать очень сложно. А ведь для новых месторождений возможны сниженные коэффициенты, и этот вопрос надо решать быстро.

Сейчас в Министерстве финансов, Минэкономики и Министерстве природопользования как раз думают над тем, чтобы составить дорожную карту снижения рентной платы для реальных производителей. Позитив в том, что государство наконец-то четко заявило, что именно оно владеет собственными активами. И если эта установка распространится на все сферы природопользования, внешним игрокам это значительно облегчит понимание ситуации. Им больше не придется углубляться в то, кто с кем связан и как с этим неким нужно договариваться.

Еще один позитив — открытие доступа к базе данных государственной геологии. Теперь частные инвесторы увидят не только данные о разведке месторождений, но и полную выкладку их деятельности, как это практикуется, к примеру, в Канаде. Это поможет понять, что на самом деле происходит с государственными природными ресурсами.

"Украина находится в топ-10 мировых производителей и экспортеров оружия, а Канада— нет. Так что вопрос о том, кто и кому должен помогать, открытый"

 Роман Ващук о военном потенциале Украины Fullscreen
Роман Ващук о военном потенциале Украины

Чиновники в джунглях

Почему при наличии богатейшей ресурсной базы Украина вот уже более 20 лет остается одним из мировых аутсайдеров в экономике, социальном и культурном плане?

— Тут, я думаю, подойдет выражение "горе от ума". Я работал в Украине на закате советского периода — в начале девяностых годов, и могу сказать, что инертность — это прежде всего результат советского административного наследства, умноженного на хитросплетения чиновничьих и бизнес-интересов.

Даже новые министры в частных беседах рвут на себе волосы — настолько сложно преобразовывать существующую систему. Есть множество противоречивых подзаконных актов, распоряжений и нормативов, которые кто-то когда-то внедрил по какой-то неизвестной причине.

В определенном смысле сейчас работать в Украине — это как заходить в джунгли: нужно иметь острый мачете, чтобы прорубить себе путь вперед. Наши советники, которые в Канаде реализовывали административные реформы, работают с несколькими украинскими минис­терствами. Они-то и стараются "наточить мачете" украинских госслужащих, помочь министрам взять доверенную им структуру в руки, заставить ее эффективно работать.

А что новому руководству страны можно засчитать как победу?

— Отмену так называемого общего надзора прокуратуры (согласно Закону "О прокуратуре", принятому в октябре 2014 г., прокуратура лишена возможности вмешиваться в деятельность граждан, частных предприятий и организаций вне сферы уголовного судопроизводства. — Фокус). Еще не все осознали, но это очень правильное решение. Новые министры, желающие продвигать изменения, тоже вселяют оптимизм.

"IТ-сфера и аграрный бизнес — это два ключевых сектора, где есть непосред­ственный интерес наших инвесторов"

Сейчас в украинском правительстве трое министров-экспатов, заместителем генпрокурора взяли грузина, то же самое касается зама главы МВД. А вы бы порекомендовали канадского реформатора в украинское правительство?

— Мы скорее нацелены воспитывать новые поколения украинцев, а не экспортировать канадцев с какими-то готовыми патентованными решениями. Уже больше 20 лет действует программа парламентской стажировки для украинских студентов — это источник талантливых людей, которые уже знают, как работает наша система изнутри.

Также есть множество украинских военных, которые учились в Канаде на разных программах. Для Украины важно увидеть, где ее внутренние резервы образованных, талантливых, энергичных людей.

Нашумевшая история с Укрнафтой и Укртранснафтой оголила проблему сражения олигархов за контроль над госактивами. Но сейчас война. Не кажется ли вам, что момент для борьбы с олигархами выбран не совсем удачно?

— Я не знаю государств, которые проходили бы войны и преобразования легко. То, что происходит сейчас в Украине, это время перемен. Они касаются всех — как наиболее богатых, так и самых бедных. Идет процесс четкого разделения бизнеса и политики, и это правильный шаг. Мы также наблюдаем публичную борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти — это тоже шаг вперед. Безболезненно такое не происходит.

Фото: Александр Чекменев