Шпион, выйди вон. Работают ли наблюдатели ОБСЕ на спецслужбы России

Фото: АР
Фото: АР

Среди участников миссии ОБСЕ на востоке Украины есть работники российских спецслужб, считают опрошенные Фокусом эксперты

В Украине разгорелся скандал, связанный с работой миссии ОБСЕ в Донбассе. Министр иностранных дел Павел Климкин в эфире "5 канала" заявил о том, что Киев расследует случаи возможной передачи сотрудниками миссии информации о дислокации украинских войск в зоне АТО противнику. Ранее критика в адрес миссии и контактов ее участников с Россией звучали со стороны СНБО и Министерства обороны.

Фокус попросил представителя ОБСЕ в Украине рассказать о работе наблюдателей, а дипломата, эксперта, бойца АТО и волонтера оценить, насколько эффективна работа наблюдателей в Украине, и велика ли вероятность того, что участники миссии шпионят в пользу России.

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова


– Думаю, за заявлением министра иностранных дел Павла Климкина стоят факты. Тогда следующим шагом должно быть обнародование этих фактов если не в прессе, то в официальных непубличных документах, которые Украина должна передать руководству миссии. По факту являясь страной-агрессором, Россия входит в число стран-участников ОБСЕ. Поэтому мы не можем исключить присутствие ее граждан среди наблюдателей, патрулирующих восток Украины. Скорее всего, это работники российских спецслужб. То, что они передают информацию о передвижении российских войск, предсказуемо – они работают в интересах того ведомства, которое отправило их в Донбасс.

Что касается деятельности ОБСЕ в целом, она эффективна настолько, насколько может быть эффективна согласно своему мандату: ее представители могут только наблюдать и рапортовать.

дипломат, член делегации Украины на переговорах с ЕС в 2007-2010 гг.


– Все члены миссии ОБСЕ в Украине проходят аккредитацию в Министерстве иностранных дел Украины и получают дипломатические карточки. Если МИД имеет обоснованные подозрения в том, что кто-то из наблюдателей выходит за рамки мандата ОБСЕ, действует в ущерб интересам Украины или подыгрывает одной из сторон конфликта, ведомство совместно с правоохранительными органами должно объявить их персонами нон грата. Тогда в течение суток эти люди будут высланы из страны. Теоретически такое развитие событий возможно, но в Украине прецедентов не было.

МИД обладает полной информацией о количестве представителей тех или иных стран в миссии. Как правило, достигается баланс представителей государств-членов миссии. Что касается профессий наблюдателей, возможны варианты. Какие-то страны набирают дипломатов, другие – военных. Учитывая ситуацию в Донбассе, думаю, там участвуют дипломаты, военные и врачи.

Мое мнение: присутствие миссии ОБСЕ на востоке Украины необходимо. Сейчас это единственный инструмент, который может выполнять функцию контроля в Донбассе.

командир взвода инструментальной разведки 25-го батальона при Минобороны


– Во время моего пребывания в АТО я видел представителей миссии всего пару раз. Насколько я слышал от других бойцов, наблюдатели объезжают наши и вражеские позиции, могут пересекать линию фронта. Приезжают они очень редко. В присутствии наблюдателей обе стороны стреляют меньше. Но миссия ОБСЕ мобильна: ее представители приехали, посмотрели и уехали. Было бы эффективнее, если бы были стационарные посты наблюдения.

Сливают ли некоторые члены миссии информацию о расположении наших войск? Мое мнение – да. Могу привести конкретный пример. Осенью на наш блокпост возле Дебальцево приезжали украинский генерал, российский генерал и представители миссии. Через десять минут после того, как российский генерал покинул позиции украинских войск, по нашим постам открыли огонь.

волонтер, помощник начальника Генштаба


– Я не видела представителей ОБСЕ в районе боевых действий. Как-то столкнулась с ними возле Краматорска, в двадцати пяти километрах от линии фронта, и возле Широкино, в пятнадцати километрах. Не думаю, что присутствие ОБСЕ в Донбассе эффективно: среди них много российских граждан. Они вполне могут передавать информацию о передвижении украинских войск. Но это только мое мнение.

пресс-секретарь миссии ОБСЕ в Украине


− Сейчас украинская миссия включает около пятисот гражданских невооруженных наблюдателей из сорока стран-участниц. В Донецкой и Луганской областях сегодня работают более 350 наблюдателей. Больше всего из США (42), России (23) и Великобритании (20). В миссии также работают сотрудники из Украины на должностях переводчиков, консультантов, административного персонала. Более половины наблюдателей − бывшие военные и дипломаты.

Каждая из команд наблюдателей делится на группы, они работают посменно семь дней в неделю. Патрулируют по заранее спланированным маршрутам для сбора информации. Ежедневно таких патрулей выезжает около 35. Почти в каждом есть врач, а все авто связаны между собой по спутнику. Отчет передается в центральный офис в Киеве, а затем странам-участникам. Миссия использует четыре беспилотных летательных аппарата, которые помогают собирать информацию возле "опасных" объектов. Летательные аппарата неоднократно обстреливали, их радиосигналы глушили.

После подписания минских договоренностей 15 февраля украинская миссия ОБСЕ должна также мониторить и контролировать отведение тяжелого вооружения на востоке Украины. Для того, чтобы выполнять эту работу, наблюдатели должны иметь полный и беспрепятственный доступ ко всем территориям, что не всегда возможно.