Уход из Широкино – огромная ошибка, – комбат Азова

Фото пресс-службы полка "Азов"
Фото пресс-службы полка "Азов"

Комбат Азова Андрей Билецкий рассказал Фокусу, почему власть решила демилитаризовать Широкино и к чему это приведет

Related video

Несмотря на перемирие, Широкино остается одной из самых горячих точек зоны АТО – бои за поселок не прекращались ни на день даже после минских договоренностей в феврале. 14 апреля во время переговоров трехсторонней контактной группы Киев выступил с неожиданным предложением вывести из населенного пункта всех военных. Инициатива вызвала волну возмущения у жителей Мариуполя: активисты обратились к президенту, секретарю СНБО, министру обороны и начальнику Генштаба с просьбой отказаться от этой идеи. Они считают, что пребывание украинских военных в Широкино сдерживает боевиков от наступления на Мариуполь.

Оправдываться за рискованную инициативу пришлось Александру Турчинову. "Когда мы говорим о демилитаризации, это не значит, что мы должны освободить населенный пункт, в частности, Широкино, – заявил секретарь СНБО в эфире "5 канала". – Речь идет о том, чтобы в Широкино сделать постоянно действующий пункт наблюдателей ОБСЕ".

Комбат "Азова" Андрей Билецкий рассказал Фокусу, чем грозит передача поселка наблюдателям миссии.

Батальон "Азов" выступил против демилитаризации Широкино. Почему вы считаете, что это приведет к потере нашего контроля над этим населенным пунктом?

− Почему я должен быть уверен в обратном, если после объявления перемирия сепаратисты захватили Дебальцево, кусок Бахмуцкой трассы и т.д. Никакая ОБСЕ им не помешала. Миссия, которая должна мониторить нарушение условий перемирия, не видит этих нарушений в Широкино. Согласно минским договоренностям это украинская территория. То, что боевики находятся в Широкино, – уже нарушение условий перемирия. И вообще, как ОБСЕ будет мешать боевикам захватывать новые украинские территории, если поселок демилитаризируют? У них что, есть возможности для давления на сепаратистов, как, например, у голубых касок ООН?

Что, на ваш взгляд, заставило украинскую сторону предложить демилитаризацию Широкино?

− Думаю, это желание присыпать рану анальгином, попытаться любой ценой остановить войну. Хотя после захвата Широкино боевики не остановятся. Но власть и международные институции думают, что если мы еще немного сдадим, сепаратисты этим удовлетворятся.

Если поступит приказ покинуть Широкино, "Азов" будет его выполнять?

– "Азов" – обычное боевое подразделение, которое находится под командованием Вооруженных Сил и главнокомандующего Украины. Пусть отдадут письменный приказ – и "Азов" покинет Широкино. Другое дело, что как добровольцы мы имеем право высказывать свое мнение. И оно у нас однозначное: уход из Широкино – это огромная ошибка.

В XXI веке делать основную ставку на фортификационные сооружения и окопы – это маразм

А что в ответ на вашу позицию говорит руководство Нацгвардии, Минобороны?

– В Нацградии понимают, что покидать Широкино сейчас – очень рискованное и даже неправильное решение. Минобороны и высшее руководство страны считает иначе.

Насколько сейчас Мариуполь готов к атаке?

– Без Широкино не готов. Есть вырытые окопы, траншеи. Этого было бы достаточно в 1914–1915 годах во время Первой Мировой войны. Тогда фортификационные сооружения и линия обороны играли ключевую роль. Уже Вторая Мировая война показала, что стационарные фортификационные сооружения не играют никакой роли в современной маневровой войне. В ХХI веке опираться на фортификационные сооружения и окопы – это маразм.

Если сейчас отказаться от идеи демилитаризации Широкино, не будет ли это расцениваться как нарушение Украиной минских соглашений?

- Термина "демилитаризация" вообще нет в соглашениях. Отведение тяжелой техники и демилитаризация – это абсолютно разные вещи. Демилитаризация – это полное выведение всех бойцов и войск за линию фронта. Отведение тяжелого вооружения – это отведение оружия калибром более 100 мм. Немалое количество пушек и минометов не подпадают под это понятие. Нельзя удерживать линию, не имея там солдат. Есть карта, которая прилагается к минским договоренностям. Там есть четкая линия размежевания войск противников. Эта линия проходит на 4 км восточнее Широкино, за Саханкой. Сепаратисты вообще не могут находиться в Широкино согласно этим договоренностям. Поэтому их нарушение – пребывание сепаратистов в самом поселке.

Действительно ли боевики обстреливают Широкино только ночью – после отъезда миссии ОБСЕ из поселка?

– Миссия ОБСЕ заезжает на несколько часов в Широкино. Это не единственная горячая точка в секторе М. Несколько дней назад обстреливали Павлополь и Пищевик, по Коминтерново боевики наносили огневые удары. Пока все внимание сосредоточено на Широкино, но борьба идет и на других участках сектора. На прошлой неделе во время приезда миссии ОБСЕ, пользуясь тем, что нельзя стрелять в ответ, снайперы занимали позиции и вели огонь по бойцам "Донбасса", "Азова".