Миссия невыполнима. Смогут ли "голубые каски" обеспечить мир в Донбассе

Фото: 35photo.ru
Фото: 35photo.ru

Фокус пообщался с экспертами, чтобы понять, каковы реальные перспективы ввода в Украину миротворческих сил ООН

Кабинет министров намерен просить Верховную Раду разрешить допуск в Украину иностранных вооруженных подразделений для выполнения миротворческой миссии.

"Правительство предлагает, чтобы парламент рассмотрел вопрос и дал возможность допускать иностранные подразделения на территорию Украины в том случае, если такие иностранные подразделения совершают операции по поддержанию мира и безопасности на основании решений Организации объединенных наций или Европейского Союза", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк.

Ранее о введении миротворческого контингента в Донбасс, часть территории которого временно не подконтрольна украинским властям, неоднократно заявлял президент Украины Петр Порошенко.

Фокус расспросил экспертов о перспективах ввода в Украину миротворческих сил и смогут ли "голубые каски" изменить ситуацию в Донбассе.

заместитель руководителя Комитета ВР по вопросам иностранных дел, глава МИДа в 1998–2000-х и 2005–2006 гг.


— Миротворческая миссия в Донбассе может быть полезной только при условии прекращения огня. Для начала операции по поддержанию мира необходимо соответствующее решение Совета безопасности ООН. Но сейчас принятие такого решения маловероятно из-за угрозы использования права вето Россией. В уставе организации есть положение, что в Совбезе не может голосовать член, являющийся стороной конфликта. Но что мы слышим от РФ? Что она не является стороной конфликта.

Даже если Россия согласится на размещение сил ООН в Украине, вряд ли она допустит миротворцев на украинско-российскую границу, неподконтрольную Киеву. А это около 400 км. Расположение "голубых касок" между бандформированиями и украинскими Вооруженными силами только заморозит конфликт и легитимирует его.

Что касается полицейской миссии ЕС, встает тот же вопрос: где она будет располагаться и какой будет ее мандат? Если она разместится по линии размежевания между территорией, не контролируемой украинской властью, и нашими войсками, то в чем ее смысл? Эта миссия будет эффективна только в случае ее расположения на границе с РФ, а для этого нужно согласие и РФ, и бандформирований. К тому же я не думаю, что в ЕС горят желанием отправлять военных под артобстрелы террористов. Миротворцы ООН и полицейская миссия ЕС не могут быть силой, способной остановить агрессора.

Можно привести много примеров задействования миротворческих сил. Скажем, в Косово миссия ООН была успешной. Однако заработала она только после прекращения огня и размещения сил НАТО по принуждению к миру, мандат которым также дала ООН. Сейчас очевидно, что РФ не согласится на любую операцию, которая позволяла бы нам установить контроль над всей территорией Украины.

Если Кремль не прекратит деструктивные действия относительно выполнения минских договоренностей, останется единственный путь: апеллировать к международному сообществу и защищать нашу территорию до тех пор, пока санкции и помощь Украине в виде поставок вооружения не остановят агрессора.

содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова


— Сейчас нет никакой целесообразности рассматривать конкретику касательно введения миротворческого контингента в Украину, поскольку отсутствует главное условие для реализации такой миссии: она может быть введена только в случае, если достигнуто перемирие между сторонами конфликта. Ни одна страна не будет посылать миротворцев туда, где есть риск попасть под обстрелы. В Украине не соблюдалось ни первое, ни второе перемирие, поэтому миротворческие войска — это нереалистичный сценарий, даже если каким-то чудом такое решение будет принято ООН. Перспектива может быть только в случае прекращения огня, а это, в свою очередь, станет возможным, когда Россия выведет вооружение с территории Донбасса, всех своих так называемых выпускников-добровольцев, а также перестанет вооружать боевиков.

Да, есть вариант миротворческой миссии в виде принуждения к миру, но в нашей ситуации это невозможно, поскольку против Украины воюет Россия, и я пока не представляю, кто другой готов начать с ней воевать. Так называемые минские соглашения не соблюдались не то что ни одного дня — ни одной минуты! Не хотелось бы думать, что советники президента не знают об условиях введения миротворческого контингента, поэтому Порошенко заговорил о миротворцах, скорее всего, чтобы снова продемонстрировать готовность Украины к мирному решению конфликта, а Россию снова выставить перед Западом как сторону, не заинтересованную в этом.

председатель Всеукраинского объединения "Союз участников миротворческих операций", участник миссии ОБСЕ в Косово в 1998–1999 гг.


— Украине очень нужна миротворческая миссия в Донбассе, ведь стороны конфликта сейчас не могут достичь своих целей военным путем. Конфликт переходит из фазы острого военного противостояния в вялотекущую военную операцию с фазами вспышек и затиший. Этот процесс будет постоянным. Как только введут миротворцев, градус конфликтности тотчас снизится, а мы получим санитарный кордон, который позволит начать восстановление разрушенной инфраструктуры. Есть пример Хорватии, когда она вела безнадежную войну с Восточной Славонией. В результате туда ввели миротворческий контингент ООН. Хорватия получила передышку, занялась восстановлением экономики, вооружением армии и только после этого перешла в наступление и восстановила статус-кво в мятежной провинции.

Пока трудно говорить, кто может быть включен в миротворческую миссию в Украине. Если считаться с общепринятыми правилами, то в эту миссию нежелательно включение вооруженных контингентов стран, имеющих общую границу с Украиной: Российской Федерации, Беларуси, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Молдовы.

Стандартная численность миссии — до 15 тысяч человек, ведь зона конфликта у нас большая. Можно предвидеть так называемый кипрский формат проведения миссии, когда миротворцы ООН входят в буферную зону безопасности и удерживают стороны конфликта от прямого применения оружия и участия в боевых действиях. Это наиболее доступный сценарий, который уже подготовлен логикой происходящих событий.

Определяющий фактор для формирования миротворческой миссии — финансовый. Международное сообщество должно выделить на нее деньги. ООН сейчас ведет 17 миссий по всему миру, бюджет расписан, поэтому она должна будет найти дополнительные средства или же обратиться к другим организациям для осуществления миссии в Украине. Технически с этим может согласиться Евросоюз, но, к сожалению, в ЕС нет органов управления, способных взять на себя командование 15-тысячным контингентом. Представить же флаг НАТО на границе с Россией я даже теоретически не могу. Но это не значит, что миссию невозможно созвать. В Европе есть страны с серьезным опытом проведения миротворческих операций, которые являются профессионалами в этом деле. Это Швеция, Финляндия, Австрия, Ирландия. Они не входят ни в один военный блок.

Если решение о такой миссии будет принято, миротворцы в Украине пропишутся надолго. Ведь за год войны люди настолько изменились, что выключить в их мозгах тумблер "война" очень сложно. В любом случае успех миротворческой миссии будет всецело зависеть от желания сторон конфликта действительно добиваться мира.

профессор Centre for Educational Research and Innovation, участник миротворческой операции ООН на Кипре в составе армии Канады


Начать миротворческую операцию ООН в Восточной Украине будет очень трудно. Нужно понимать, что Россия, безусловно, использует свое право вето в Совбезе ООН на решение об отправке в Украину миротворцев.

Теоретически Генеральная ассамблея ООН может организовать чрезвычайную сессию, если какое-то решение в Совете безопасности заблокировано одним из его членов. Первая вооруженная миротворческая операция по поддержанию мира — в Египте в 1956 году во время Суэцкого кризиса — была одобрена как раз не Советом безопасности, а Генеральной ассамблеей. Тем не менее такое развитие событий для Украины крайне маловероятно.

Если предположить, что Генассамблея примет резолюцию по Украине и создаст миротворческую миссию в Восточной Украине, то ни одна страна не захочет направлять туда военных из-за высокой опасности для жизни миротворцев. Никто не будет жертвовать своими военными. Самым важным принципом миротворческой операции является согласие участников конфликта. Если одна из воюющих сторон против — миссия не будет сформирована. Недавний пример — миссия наблюдателей (именно наблюдателей, а не вооруженных миротворцев) в Сирии. Дамаск официально согласился на присутствие наблюдателей ООН на территории страны. Но как только наблюдатели начали подвергаться постоянным нападениям "неизвестных террористов", ООН пришлось эвакуировать их из Сирии.

Даже если все дипломатические преграды будут устранены и миссию организуют, миротворцы вряд ли будут полноценно воевать в Украине. Мандат сил ООН мог бы служить исключительно для создания буфера между воюющими сторонами. ООН применила силу только один раз, чтобы остановить мятежников в Демократической Республике Конго, операция длилась с 1960-го по 1964 год.

При этом миротворческий буфер между сепаратистами и правительственными войсками редко заканчивается хорошо для страны, которая позвала миротворцев. Есть большая опасность потерять часть территории. В этом случае миротворцы ООН, как правило, замораживают конфликт, а конечный его результат — отделение сепаратистов.

Большинство миссий ООН были развернуты в условиях гражданских войн. Проблемой для Украины в этом случае является присутствие России по другую сторону вашей границы. Там сепаратисты могут получить убежище и перевооружиться. РФ, вероятно, сделает все возможное, чтобы дестабилизировать функционирование сил по поддержанию мира в Восточной Украине. Вот почему я не думаю, что ООН (или любая другая организация) захочет развертывать миротворческие силы в вашей стране. Ситуация может измениться, только если стратегия России станет другой.

Текст: Татьяна Селезнева, Юлия Самсонова