Судить изволите. Как депутаты имитируют желание отправить за решетку Сергея Клюева

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Комитет по вопросам регламента ВР не позволил вынести в сессионный зал вопрос о лишении неприкосновенности народного депутата Сергея Клюева

В отличие от многих бывших коллег по Партии регионов, Сергей Клюев после смены власти не стал прятаться за рубежом. На парламентских выборах 2014 года его вновь избрали в Верховную Раду — в 46-м округе Артемовска, и он получил депутатскую неприкосновенность. А поскольку от новой власти общественность требует посадить за решетку хоть кого-то из команды Виктора Януковича, Клюев оказался в числе первых кандидатов. Правда, согласие на привлечение депутата к ответственности должен дать парламент, который с этим решением не спешит.

Представление на снятие неприкосновенности с Сергея Клюева генпрокурор Виктор Шокин внес еще 12 мая. Спустя две недели этот вопрос так и не вынесли на рассмотрение в сессионный зал. Процесс застопорился в Комитете по вопросам регламента — по закону именно он должен поддержать инициативу ГПУ, подготовить выводы и только после этого по вопросу можно голосовать. На все процедуры отведено 20 дней, которые истекают 2 июня. Однако депутаты решили тянуть до последнего.

Fullscreen

Окончательное решение по делу Клюева Комитет по вопросам регламента планировал принять 28 мая. За большим столом конференц-зала Верховной Рады собрался кворум из восьми депутатов, на заседание прибыл Виктор Шокин со старшим прокурором отдела процессуального руководства Олегом Багнюком и Сергей Клюев с командой защитников. Последний выглядел угнетенным и растерянным, в то время как генпрокурор сверкал широкой улыбкой и излучал уверенность.

В достаточности доказательств против Клюева депутаты усомнились еще неделю назад. Тогда они направили в ГПУ 82 вопроса, касающиеся фактов, изложенных в представлении на снятие неприкосновенности. Ведомство ответило лишь на 11, а на самом заседании комитета прокуроры дали понять, что ничего нового депутаты не получат. По крайней мере, пока обсуждение проводится в открытом режиме в присутствии журналистов, Сергея Клюева и его защиты.

Члены Комитета по вопросам регламента спланировали встречу так, чтобы она напоминала судебное заседание с заслушиванием подробных обвинений, приведением доказательств преступлений и аргументов защиты. Однако Виктор Шокин намекнул, что депутатам лучше спуститься с небес на землю, потому как их функции сугубо процедурные и оценкой доказательной базы по делу Клюева займется суд.

Fullscreen

Народный депутат, первый заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам регламента и организации работы ВРУ Павел Пинзеник

По этой причине и сам генпрокурор, и его коллега отказались от выступления перед парламентариями и от ответов на их вопросы. И. о. главы комитета Павел Пинзеник зачитал представление на снятие неприкосновенности на 10 страницах. Согласно документу, уголовное дело против Сергея Клюева касается событий восьмилетней давности. Депутату инкриминируют сразу три статьи, суть которых сводится к мошенничеству и присвоению имущества в особо крупных размерах с помощью злоупотребления служебным положением. Прокуратура, в частности, ссылается на показания кировоградского олигарха Геннадия Когана о том, что Сергей Клюев присвоил ценные бумаги ОАО "Завод полупроводников" и целостный имущественный комплекс ООО "Силикон". Эти обстоятельства подтвердили еще 11 свидетелей, среди которых бывший регионал и промышленник Александр Един, а также экс-глава Антимонопольного комитета Василий Цушко.

Примечательно, что с самого начала заседания перед некоторыми депутатами лежали тексты этого же представления с выделенными ярко-красным абзацами — в них были комментарии, оправдывающие действия Сергея Клюева. Копия этих документов есть в распоряжении Фокуса.

Дослушав Пинзеника, депутаты вновь попытались задать вопросы Шокину и Багнюку. Однако гости из прокуратуры снова дали понять, что и дальше будут саботировать эту инициативу.

— К сожалению, плохое знание вами регламента и закона Украины о комитетах не дает возможности до конца понять, какие вещи вы имеете право делать, а какие нет, — возмущался генпрокурор. — Никакими регламентными нормами не предусмотрено задавать вопросы генпрокурору относительно представлений. Такое право предоставляется депутатам в (сессионном. — Фокус) зале в течение 30 минут.

Чтобы формально "отработать" часть собрания, отведенную под вопросы, и. о. главы комитета вновь пришлось упражняться в чтении. На этот раз Павел Пинзеник зачитал вопросы, которые еще неделю назад депутаты передали ГПУ, а также ответы на те, которые прокуратура не отфутболила.

— Вижу, что по вопросам вы, видимо, уже чувствуете, что тот, кто их задает, явно хочет подменить судебное следствие, хочет дать оценку доказательствам, — прервал и. о. главы комитета на 39 вопросе Виктор Шокин. — Но это недопустимо. Заседание вашего комитета — чисто процедурный вопрос. Как только будет судебное заседание, вы все услышите.

В ответ на пассаж генпрокурора депутат от Оппозиционного блока Николай Папиев предложил обратиться в Конституционный суд, чтобы тот дал разъяснение, "как комитет должен определяться с законностью и обоснованностью представления". Впрочем, коллеги предложение не поддержали.

Сергей Клюев выиграл время для сбора большего количества союзников, которые позволят ему избежать суда

После того как Пинзеник завершил чтение, слово предоставили Клюеву.

— В существующих условиях политического давления, в которых приходится работать генеральному прокурору Украины, тяжело рассчитывать на его объективное мнение, когда моими политическими оппонентами развязана информационная травля, которую подхватили многие СМИ, — зачитывал с листа Сергей Клюев.

На этих словах Виктор Шокин зашелся хохотом. Однако Клюев продолжил настаивать на том, что преследуют его по политическим мотивам. После этого между Клюевым и Шокиным произошла словесная перепалка.

— Читая ваше представление, я не могу понять, на чем оно основывается, — заявил Клюев. — Может, я ошибаюсь, что это политическое преследование, но у меня складывается такое впечатление.

— Я понял. То есть у вас нет аргументов? — возразил Шокин.

— Мой аргумент один — отсутствие аргументов у вас. И доказательной базы.

— Моим аргументом будет приговор суда. Я хотел бы знать, если можно, конечно, сколько стоят американские и австрийские адвокаты?

— Все те деньги, которые я плачу адвокатам, задекларированы. То, что я им плачу, перечисляется из официальных источников.

Еще 40 минут комитету пришлось потратить на заслушивание команды адвокатов Сергея Клюева. Двое из трех — представители зарубежной компании FreeGroup, проводившей независимое расследование.

Узнав, что в защиту Сергея Клюева будут выступать иностранцы, Виктор Шокин покинул заседание, бросив фразу: "Пойду погуляю".

Fullscreen

Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин и народный депутат, секретарь комитета ВРУ по вопросам регламента и организации работы ВРУ Дмитрий Лубинец на заседании регламентного комитета ВР по рассмотрению вопроса о снятии с Сергея Клюева депутатской неприкосновенности.

После нескольких часов заседания депутаты решились на небольшой перерыв. В это время Виктора Шокина облепили журналисты.

— Он понимает, что виновен на 100%, — утверждал под запись генпрокурор.

Тем временем один из членов комитета подошел к коллеге Виктора Шокина Олегу Багнюку.

— Вы хоть судью нормального нашли под это дело? — кивнул в сторону гостя депутат.

Прокурор лишь пожал плечами.

На оставшейся части заседания члены комитета пытались прийти хоть к какому-то решению. За то, чтобы поддержать внесение представления в сессионный зал, проголосовало всего три депутата — все от Народного фронта. Решение выслушать аргументацию генпрокурора на закрытом заседании поддержали 6 парламентариев, однако члены комитета так и не смогли определиться с датой. Все, о чем смогли договориться, — собраться утром следующего дня на совещание. Последует ли за ним заседание комитета, неизвестно.

Сергей Клюев тем временем выиграл время если не для побега за границу, то для сбора большего количества союзников, которые позволят ему избежать суда.

Фото: УНИАН