Кочерга с укропом. Кто и как будет бороться за голоса избирателей на местных выборах
В октябре должны состояться местные выборы. Украинцам предложат проголосовать за многочисленные новые проекты. Но по своему качеству они вряд ли будут отличаться от уже знакомых партий
"Основываю новую партию! Уже подыскал символ — кочергу", — не то сострил, не то озвучил предвыборные планы через Facebook руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль. По его словам, "кочерга — это объединительный символ, популярный по всей Украине", который олицетворяет "трудолюбие, благополучие и порядок в семье". "Там, где жена хорошо владеет кочергой, и мужчина не пьет, и деньги в доме водятся". Название партии нового типа — "Украинская кочерга".
В начале июня парламентские фотографы засняли смс-переписку внефракционного народного депутата Александра Дубинина. В ней шла речь о создании нового политического проекта — партии "Укроп", в которую, судя по тексту эсэмэски, помимо ближайших соратников олигарха Игоря Коломойского — Бориса Филатова и Геннадия Корбана — должны войти бывший сотник Майдана, а ныне народный депутат Владимир Парасюк, лидер Правого сектора Дмитрий Ярош, блогер Сергей Иванов, журналист Юрий Бутусов, волонтер Юрий Касьянов и прочие публичные люди. Большинство фигурантов списка поспешили откреститься от участия в "проекте Коломойского", а в окружении экс-губернатора Днепропетровщины делиться подробностями создания "Укропа" не спешат.
Народный депутат Борис Филатов все же признался Фокусу, что партия будет создана примерно через месяц, но с ее названием пока не определились. О будущих коллегах по партии Филатов рассказывать не захотел, зато сообщил, что "партия Коломойского" примет участие в местных выборах по всей стране, а не только в родной Днепропетровской области. "Конечно, есть регионы, где наша электоральная поддержка больше, но любая украинская партия должна идти на выборы по всей Украине", — объясняет соратник Игоря Коломойского стратегию будущей партии.
На низком старте
Если "Укроп" находится на зачаточной стадии, то другие проекты под местные выборы активно привлекают внимание избирателей своей внешней рекламой. В первую очередь в столице. Раньше всех стартовало движение "Мы — киевляне", которое весной начало массово развешивать по Киеву билборды и раздавать газеты у выходов из метро. Координаторами движения стали бизнесмен и бывший первый помощник президента Виктора Ющенко Александр Третьяков, совладелец фармкомпании "Дарница" Глеб Загорий и командир полка "Азов" Андрей Билецкий. Несмотря на активность на улицах и в интернете, избирательные перспективы "киевлян" пока туманны. И Третьяков, и Загорий являются действующими народными депутатами от Блока Порошенко, которому на ближайших столичных выборах конкуренты не нужны. Да и само движение партией пока не стало, поэтому участвовать в выборах не может.
269 партий
функционирует в Украине согласно Единому реестру политических партий
Не меньшую активность в последние недели проявляет и общественная организация "Рух за реформы", которая позаимствовала эмблему американских республиканцев — слона, перекрасив его в сине-желтый цвет. Главным объектом критики "реформаторы" выбрали мэра Виталия Кличко. Улицы Киева заполонили угрожающего вида билборды с надписями "Твой город умирает" и "Твой город нищает" с цифрами роста тарифов, безработицы и курса доллара. На улицах активисты раздают буклеты "Город страха — город Кличко", выполненные в стилистике известного комикса "Город страха". После этого, по словам участников Руха за реформы, киевская власть начала им активно противодействовать — демонтировать билборды и изымать печатную продукцию. Лидером Руха за реформы позиционирует себя Андрей Турий — юрист, ранее не замеченный в политических амбициях. Фокус попытался выяснить у него, какие собственно реформы предлагает это движение, поскольку о них ничего не известно. Тот пообещал, что с изданием свяжется его пресс-секретарь, однако звонка не последовало.
Самым загадочным новым политпроектом, появившимся в преддверии местных выборов, стала партия "Сила громад". Она зарегистрирована в феврале этого года, а ее активность пока замечена лишь в трех городах Украины: Киеве, Смеле (Черкасская область) и Шепетовке (Хмельницкая область). Такая странная география частично объясняется ключевой персоной основателя проекта. Глава Силы громад — Андрей Карпенко, некогда контролировавший концерн "Укргаз" и несколько облгазов, которые он в 2007 году продал предположительно структурам, связанным с Дмитрием Фирташем. Последний именно тогда начал активно скупать газовую инфраструктуру Украины. Карпенко также руководил ООО "Агентство коммунального хозяйства", которое стало сооснователем концерна "Коммунальные системы Украины". В него входят две управленческие компании: "Смела Энергоинвест" и "Шепетовка энергоинвест", которые обеспечивают соответствующие города теплом и водой. Другие лидеры Силы громад в свое время тоже работали в подконтрольных Карпенко структурах.
Рекламную кампанию в Киеве ведет и партия "Новая солидарная Украина", зарегистрированная в августе прошлого года. Ее активность пока ограничивается лишь билбордами и наклейками на столичных маршрутках. Глава партии Андрей Антонюк — руководитель киевской Федерации работодателей, которую на общегосударственном уровне возглавляет Дмитрий Фирташ. Однако близкие отношения с олигархом Антонюк отрицает. "Активных контактов с Дмитрием Фирташем у меня не было, — заявил он Фокусу. — В марте 2015 года в составе официальной делегации Федерации работодателей Украины и украинского бизнеса я присутствовал в Вене на мировой презентации создания Агентства модернизации Украины". Антонюк также возглавляет Украинскую таксомоторную ассоциацию и известен как активный защитник прав таксистов. С участием в местных выборах его партия пока не определялась, ведь решение об их проведении все еще не приняла Верховная Рада.
Пока ни один проект, создаваемый под местные выборы, не способен предложить украинцам что-то принципиально новое
Парадоксальным образом к новым политпроектам можно причислить и Республиканскую платформу — правопреемницу самой первой украинской партии, созданной диссидентом Левком Лукьяненко еще в 1990 году. Тогда она называлась Украинская республиканская партия. После череды расколов и объединений Республиканская платформа окончательно сформировалась в 2011 году. До недавнего времени ее возглавлял Павел Жебривский, которого на днях президент назначил губернатором Донецкой области. Но, по словам народного депутата пяти созывов Тараса Стецькива, который официально примкнул к партии в начале лета, Администрация президента на республиканцев никак не влияет. "Мы будем вести здоровую конкуренцию со всеми демократическими силами в тех регионах, где у нас есть или будут сильные ячейки", — рассказал Стецькив Фокусу. По его словам, это Киев, Львов, Чернигов, Житомир, Тернополь и несколько других областных центров. Бороться за голоса избирателей на всей территории Украины они вряд ли будут — Стецькив признает ограниченность финансового ресурса партии: "Мы только к съезду смогли повесить 60 билбордов в Киеве. Для столицы это капля в море. Наверное, дальше будем заниматься сбором средств наших сторонников".
Еще готовятся
На местные выборы пойдут и несколько новых политических проектов, которые активной рекламной кампании еще не начали, зато могут похвастать внушительными медийными и финансовыми ресурсами. В первую очередь речь идет о партии "Видродження", созданной еще в 2004 году ныне покойным министром транспорта Георгием Кирпой. В начале лета партия была "перезапущена" и объединена с одноименной депутатской группой в парламенте, которую возглавляет экс-регионал Виталий Хомутынник. Ядро группы — тоже народные депутаты, бывшие члены Партии регионов, избранные в Восточной Украине, прежде всего на Харьковщине. Новым главой партии стал сопредседатель депутатской группы "Видродження" Виктор Бондарь, который в 2005–2006 годах был министром транспорта, в 2007–2010-х — губернатором Днепропетровщины, а в 2010–2011 годах — заместителем главы Гостаможслужбы, возглавляемой Игорем Калетником. Видродження обозначило себя как "проевропейскую оппозицию" и будет бороться за симпатии жителей юго-востока с Оппозиционным блоком. Существенную помощь в этом "возрожденцам" может оказать Игорь Коломойский, который давно негласно сотрудничает с Хомутынником. Хотя обе стороны публично не желают обсуждать свой альянс, первые доказательства поддержки Коломойским Видродження есть. 5 июня, в день съезда партии, на принадлежащем олигарху канале "1+1" вышел сюжет с красноречивым лейтмотивом о "формировании новой мощной оппозиционной силы".
Программные обещания новых политпроектов выглядят почти одинаково
Если Видродження сделает упор на юго-восточные регионы, то проект львовского народного депутата-мажоритарщика, бывшего гендиректора медиахолдинга ZIK Дмитрия Добродомова "Народный контроль" сосредоточится на Центральной и Западной Украине. Как рассказал Фокусу сам Добродомов, его партия, выросшая из одноименного движения, проведет съезд 4 июля. На местные выборы "народные контролеры" пойдут в полутора десятках областей, а глава партии подумывает об участии в выборах мэра Львова. В отличие от других лидеров новых партий, Добродомов открыто называет своих главных конкурентов — Самопомич и Свободу. Нелицеприятно Добродомов отзывается и о Народном фронте Арсения Яценюка, который, по его словам, организовал против него чернушную кампанию в СМИ. Хотя Добродомов в данный момент является членом фракции Блока Порошенко, связь между Администрацией президента и Народным контролем он категорически отрицает. "Я избрался как самовыдвиженец, а после всегда был независим от фракции при голосованиях. Да и Народный контроль уже существовал, когда Блока Порошенко еще не было", — заявил он Фокусу.
Собрать под знамена правый электорат собирается еще один новый проект с громким названием Солидарность правых сил. У его лидера Андрея Артеменко одна из самых скандальных биографий среди новых политиков. В 2002 году он попал за решетку по обвинению в финансовых махинациях на посту президента футбольного клуба ЦСКА (Киев), отсидел два с половиной года и вышел на поруки группы народных депутатов во главе с Михаилом Добкиным. Уголовные дела вскоре были закрыты. После этого Артеменко избрали в Киевсовет, где он возглавил фракцию БЮТ, но был исключен за сотрудничество с блоком бывшего мэра столицы Леонида Черновецкого. Уголовное преследование в разговоре с Фокусом Андрей Артеменко объяснил политическими мотивами: упрятать за решетку его решили из-за того, что в начале 2000-х он был советником экс-мэра Киева Александра Омельченко, которого тогда "прессовала" Генпрокуратура. В СИЗО Андрей Артеменко познакомился с одним из лидеров УНА-УНСО Николаем Карпюком. Во время Революции достоинства многие унсовцы вошли в Правый сектор, а Артеменко, в тот момент занимавшийся бизнес-проектами в Катаре, стал одним из спонсоров националистов. При этом в Верховную Раду он попал уже по списку Радикальной партии Олега Ляшко. Зарегистрированная Андреем Артеменко в начале апреля Солидарность правых сил намерена принять участие в местных выборах в 5–6 областях. "Среди наших партийцев — сплошь новые люди, не имеющие связей с политическими партиями в прошлом", — рассказал Артеменко Фокусу. Несмотря на самостоятельный поход на выборы, разрывать контакты с Радикальной партией, с которой Солидарность правых сил подписала меморандум о сотрудничестве, он все же не намерен.
"Успешно провести выборы во всеукраинском масштабе под силу лишь действующим парламентским партиям"
Еще один проект возник на левом политическом фланге. В попытке сохранить место в украинской политике в Левую оппозицию объединились прежде непримиримые враги — Компартия Петра Симоненко и Прогрессивно-социалистическая партия Наталии Витренко. Кроме них в объединение вошли еще несколько ультрамаргинальных партий и общественных движений. Лозунги традиционны: остановить "насаждение неонацизма", придать русскому языку статус второго государственного, отказаться от "неолиберального курса псевдореформ" и т. д. Пока их не видно на билбордах, но не исключено, что предвыборная кампания левых будет такой же масштабной, как и на прошлых парламентских выборах. По информации Фокуса, основные источники финансирования коммунистов и витренковцев остались прежние — российские.
Нечем удивить
Программные обещания новых политпроектов, по крайней мере тех, кто успел запустить партийные сайты, выглядят почти одинаково. Все обещают построить партии нового типа, где не будет олигархов, зато в изобилии будут представлены лидеры общественного мнения, активисты, призванные защищать интересы не партийных вождей, а территориальных общин. "На фоне девальвации старых проектов запрос на новые в обществе очень большой. Но, с другой стороны, люди пусть и хотят чего-то нового, но часто голосуют за старое. Поэтому свои избирательные кампании новым игрокам вести будет очень тяжело", — считает политтехнолог Сергей Гайдай. По его мнению, ни один из новых проектов не сможет успешно провести выборы во всеукраинском масштабе — пока это под силу лишь действующим парламентским партиям.
Многих партийных "стартаперов" пока сдерживает неопределенность в правилах проведения местных выборов. В парламенте сейчас зарегистрировано несколько соответствующих законопроектов, но ни один из них гарантированной поддержки большинства не имеет. То есть выборы 25 октября могут пройти и по старой мажоритарно-пропорциональной системе. "Если закон не изменят, многие наверняка предпочтут не вкладываться в партийные проекты, а пойдут по мажоритарке. Но в любом случае некоторые из уже запущенных проектов, которые не покажут роста популярности, будут заброшены. Вместо них появятся другие", — прогнозирует Павел Карайченцев, координатор посвященного местным выборам проекта Mestnye.com. По его словам, успешность избирательной кампании в первую очередь зависит от тех людей, которые представляют партию в конкретном регионе. Сергей Гайдай при этом утверждает, что ответ на вопрос "кому поверят избиратели?" зависит не только от ресурсов, которыми обладают новые проекты, но и от того, смогут ли их представители подкрепить свои лозунги реальными действиями на местах.
Согласно единому реестру политических партий, сегодня в Украине функционирует 269 политсил. Причем бум партстроительства пришелся на постмайданный период: меньше чем за полтора года было зарегистрировано более семи десятков новых партий. Конечно, не все из них были созданы для участия в парламентских или грядущих местных выборах. Традиционно большинство подобных проектов изначально являются либо партиями-однодневками, либо техническими для решения тактических задач лидеров избирательной гонки, либо рассчитаны на перепродажу в будущем. И пока ни один проект, создаваемый под местные выборы, не способен предложить украинцам что-то принципиально новое.