Тотальное недоверие. Что стоит за инцидентом в Мукачево

Фото: timer-odessa.net
Фото: timer-odessa.net

Государство должно взять под контроль все добровольческие формирования, но для этого ему придется продемонстрировать реальную борьбу с коррупцией и готовность менять систему

Related video

В лесу под Мукачево силовики продолжают блокировать вооруженную группу бойцов "Правого сектора". Власть могла бы решить проблему быстро и эффективно — для этого достаточно одного ударного вертолета, но на силовой вариант не идет. Опрошенные Фокусом эксперты считают, что это правильная позиция: оптимальным вариантом будет добровольная сдача оружия бойцами и объективное расследование инцидента. При этом сам конфликт вскрывает давнюю проблему: нежелание некоторых добровольческих батальонов легализоваться из-за недоверия к власти.

член парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны


— Ситуация в Мукачеве сильно бьет по интересам Украины и играет на руку Кремлю. Главная наша задача — показать Западу, от которого мы ждем дипломатической и военно-политической поддержки, что выбор Украины — это Европа, что мы идем по пути правового демократического государства. Задача России — показать, что в Украине царит хаос, что "фашисты" и "бандеровцы" гуляют с оружием и делают все что им вздумается, а так называемая "хунта" не собирается их усмирять.

Понятно, что в Мукачеве произошло стечение обстоятельств. Но инцидент вскрывает проблему, которая существует в Украине второй год. Мы прекрасно знаем, что добровольческие формирования были первыми, кто принял на себя удар войны, весной прошлого года встав на защиту суверенитета. В то же время в нашей Конституции не зря прописана норма, запрещающая вооруженные формирования, непредусмотренные законодательством. Ведь рано или поздно, какие бы благородные миссии они не выполняли, у контролирующих добробаты людей возникнет соблазн применять их для решения других задач.

Добровольческие батальоны необходимо легализовать. Начало этого процесса мы видели в прошлом и в этом году, когда добровольческие батальоны стали входить в Национальную гвардию, МВД, Вооруженные силы. Но мы прекрасно понимаем аргументы, которые выдвигают добровольцы, не желающие получать официальный статус. Прежде всего это коррупция, низкий уровень профессионализма среди руководящего состава вооруженных формирований. Я считаю, что государство сделало очень правильный шаг, когда начало принуждать, уговаривать добровольческие батальоны войти в состав госструктур. Однако при этом было ошибкой не продемонстрировать бескомпромиссную борьбу с коррупцией.

"Я не думаю, что сторонники "Правого сектора" мечтают о том, чтобы страна превратилась в тотальную мясорубку"

Есть много вещей, на которые власть должна обратить внимание, прежде чем говорить о полной легализации добровольцев. С чего начинались события в Донбассе? С того, что наши погранвойска пропускали оружие, наемников, даже ДРГ. Сколько у нас генералов посадили?

По ситуации в Мукачеве я не делаю никаких оценок, у меня нет информации о том, что стало поводом для столкновений. Необходимо детальное расследование произошедшего. Надеюсь, с учетом резонанса его проведут быстро, эффективно и, самое главное, — объективно. Слава богу, украинская власть не стремится решить конфликт чисто силовым путем, иначе эта заблокированная группировка была бы уничтожена в очень короткое время: для этого достаточно одного ударного вертолета. Украинское руководство не пошло по этому пути, оставляя для себя возможность решать не конкретную ситуацию, а проблему в целом. Идет диалог с "Правым сектором", и он идет не первый день. Можно вспомнить попытки его легализации под крылом Вооруженных сил Украины. Для власти совершенно очевидно, что сегодня мы пожинаем плоды проблемы, которую не решили вчера, поэтому решать ее нужно как можно быстрее.

Безусловно, "Правый сектор" может проявить силу. Но я не знаю, во-первых, насколько "Правый сектор" готов к тотальной повстанческо-партизанской войне, а во-вторых, кому это вообще нужно. Я не думаю, что сторонники "Правого сектора" мечтают о том, чтобы страна превратилась в тотальную мясорубку. Считаю, что люди, которые оправдывают действия "Правого сектора", выступают не за диктатуру и самоуправство добровольческих формирований, а демонстрируют свое недоверие к госструктурам. И это очень тревожный сигнал для власти. Необходимо срочно начинать процессы по очищению в первую очередь силовиков.

народный депутат, советник главы МВД


— Наиболее оптимальным разрешением данного конфликта будет его мирное урегулирование. Группа вооруженных ребят должна сдать оружие, после чего будут проведены следственные действия, изучены все версии и даны ответы на вопросы, почему эти люди приехали к народному депутату Михаилу Ланьо, почему они пострадали, что было причиной конфликта.

Чтобы установить истину, нужно опросить как депутата Ланьо и его окружение, так ребят из "Правого сектора". Двое из них, раненные, вчера вышли из леса. Им оказали медицинскую помощь. Они уже рассказывают, что они видели, что знают. Опрошены свидетели. Я не хотел бы пересказывать их слова, пока нет полной картины. Но могу сказать, что и народный депутат Ланьо, и представители ПС не говорят всей правды.

Если "Правый сектор" требует ареста Ланьо и Виктора Медведчука, он должен предъявить конкретные факты преступлений данных лиц. Например, видеозапись передачи денег за контрабанду, аудиозапись звонка депутата, который дает команду таможенникам, пограничникам пропустить какой-то груз, свидетельские показания лиц, которые заявят, что их запугивали, требуя от них тех или иных незаконных действий.

"Претензии общества обоснованы: система не работает так, как должна. Идет сопротивление изнутри"

Требовать отставки главы МВД нет оснований. Милиция делала то, что было необходимым, — восстанавливала законность и порядок. Когда поступило сообщение о том, что где-то началась стрельба, есть убитые и раненые, работники милиции должны были локализовать данную группировку. Они это и сделали. В ответ прозвучали выстрелы из гранатометов, крупнокалиберных пулеметов. Несколько работников милиции получили ранения, в том числе один — очень тяжелые.

В то же время претензии общества обоснованы: система не работает так, как должна. Идет сопротивление изнутри, "помогают" и наши внешние враги. Страшный сон Путина — это сильная Украина, в которой хорошо работают правоохранительные органы, в которой народ уважает свою власть, а власть уважает народ. Необходимо, чтобы в Закарпатье, как и в любом другом регионе Украины, работала команда патриотов страны в составе губернатора, начальников милиции, Службы безопасности, прокурора. Нужна тотальная смена судейского корпуса. Я, например, был возмущен, когда узнал, что главе Запорожского областного совета, который подозревался в разгоне запорожского Евромайдана, дали условный срок. Считаю, что это слишком мягкий приговор для чиновника высокого уровня, который, судя по решению суда, санкционировал разгон, в результате чего десятки людей получили тяжелые травмы.