Закарпатский неофеодализм. Кто открыл второй фронт в Мукачеве

Одна из причин вооруженного конфликта бойцов Правого сектора с милицией в Мукачеве — общепринятое в стране всевластие региональных семейно-политических кланов

Related video
Fullscreen

Хронология начала конфликта

11 июля

  1. Около 12:00 группа из 12 вооруженных автоматами и одним пулеметом бойцов Правого сектора на нескольких автомобилях приехала на территорию спорткомплекса "Антарес" в Мукачеве, принадлежащего народному депутату ВР, экс-регионалу Михаилу Ланьо, где между ними случился конфликт. Бойца Правого сектора застрелили выстрелом в спину.
  2. Около 13:30 правоохранители попытались заблокировать бойцов ПС на выезде из Мукачева в сторону Свалявы на трассе Киев — Чоп. Правый сектор расстрелял из гранатометов два автомобиля милиции.
  3. 14:00 — 17:00. Бойцы Правого сектора отступили в сторону сел Лавки и Клячаново, в лесистую местность, где были заблокированы.
  • 17:00 — 17:30. К операции подключилась СБУ. Силовики предложили боевикам сдаться, обещая непредвзятое расследование.

12 июля

  • Около 22:00 двое бойцов Правого сектора добровольно сдались властям, чтобы рассказать правду о конфликте.
Fullscreen

Версий произошедших в Мукачеве событий много. Подлинно известно одно: против милиции было применено трофейное оружие. Это самые громкие выстрелы в стране, на территории которой продолжается военный конфликт, и прозвучали они в тысяче километров от зоны АТО.

Кто-то считает, что причина стрельбы в разборках вокруг контрабанды сигарет, к которой привлекли бойцов Правого сектора, кто-то — что Правый сектор боролся с этой контрабандой. Вкратце причины три: в Закарпатье буйным цветом расцвела контрабанда, местные силовые структуры погрязли в коррупции, у всех — надежная столичная "крыша".

Абсолютное игнорирование закона всеми участниками конфликта привело к кровавой разборке с пулеметами и гранатометами. В итоге — несколько трупов и более десятка раненых, мини-АТО в тысяче километров от Донбасса, всплеск махновщины с самовольными блокпостами по всей стране и настоящий праздник для российского пропагандиста Дмитрия Киселева.

"К Ярошу отношусь хорошо. За его честность на Майдане и честность на фронте. Даже при том, что он выступает за мою отставку"


Арсен Аваков
о лидере Правого сектора
Fullscreen
Арсен Аваков о лидере Правого сектора

Кроме применения трофейного оружия, в мукачевской истории на первый план вышел и другой аспект — всевластие местных князей и их семейно-политических группировок. Народный депутат Виктор Балога, которого уже 15 лет называют одним из хозяев Закарпатья, а с недавних пор — спонсором местного Правого сектора, в комментариях для СМИ признал, что все происходящее в области априори связывают с ним. Это логично, если посмотреть на фамилии тех, кто прошел в Верховную Раду по мажоритарным закарпатским округам или сейчас возглавляет местные органы власти и правопорядка.

Но феодализм расцвел не только в Закарпатье. Вспомним времена Виктора Януковича. Тогда ведь все хорошо знали, что всесильным хозяином Донецкой области является Ринат Ахметов. Луганская область была отдана на откуп Александру Ефремову, потеснившему во внутривидовой борьбе другие группировки из Партии регионов. В Харьковской области все вопросы решались тандемом Михаил Добкин — Геннадий Кернес. Контроль над Одесской областью делили Сергей Кивалов, Эдуард Матвийчук, Алексей Костусев, Сергей Марков, периодически ссорясь или объединяясь между собой.

"Мы не можем молча наблюдать за активной контрреволюционной деятельностью Министерства внутренних дел Украины. Требуем немедленной отставки Арсена Авакова"


Дмитрий Ярош
о министре внутренних дел
Fullscreen
Дмитрий Ярош о министре внутренних дел

Днепропетровщина — вотчина близкого к Ринату Ахметову Александра Вилкула и группы "Приват". В Крыму варяги из Донбасса теснили местных авторитетов родом из 90-х. Закарпатье — вотчина семьи Балоги и Виктора Медведчука. Феодализма ра­йонного масштаба и его последствий еще больше — вспомним Врадиевку и депутата-убийцу Лозинского.

С учетом местной специфики общая схема работы системы проста. Местные группировки имели полный контроль над органами власти и самоуправления и силовыми структурами, действуя по принципу "рука руку моет", и контроль над самыми доходными бизнесами, в том числе нелегальным. В обмен Киев получал их политическую лояльность, при необходимости — админресурс на выборах и пайку от заработанного. Следить за процессом в конкретном регионе, как правило, назначали "смотрящего".

Fullscreen

Война по всем правилам. Бойцов правого сектора блокировали
при поддержке бронетехники

От нового президента ждали и ждут ликвидации этой системы. Разрушение модернизированного феодализма было таким же естественным требованием революционных народных масс, как и евроинтеграция или наказание Януковича за совершенные преступления. Но на местах кардинально пока ничего не поменялось, разве что на Харьковщине вернул значительное влияние Арсен Аваков, существенно укрепился Виталий Хомутынник и ждут возвращения Александра Ярославского; в Днепропетровской области снова окрепли Игорь Коломойский и его команда, хотя и у Вилкула, кажется, все неплохо. В большой украинской политике очень короткая кадровая скамейка, и достаточного количества хороших, да еще и лояльных управленцев для наведения порядка на местах просто нет. При этом важная черта политического стиля президента, о чем говорят все, кто неплохо его знает, — это способность договариваться. Президент умеет это делать, ему несложно найти общий язык с местными элитами с десятилетними историями, которые тоже любят и умеют договариваться с любым хозяином Банковой. Тем более в стране война, и в обмен на лояльность местных элит или, например, в обмен на подавление местного сепаратизма, как, говорят, было именно в Закарпатье, можно закрыть глаза на их прегрешения.

Fullscreen

Горячая точка. Теперь Мукачево и подъезды к городу патрулируют усиленные наряды милиции.

Но, увы, неофеодальная система неэффективна. А в условиях внешней агрессии угрожает государственности. В Украине достаточно потенциально опасных с точки зрения сепаратизма регионов, и полагаться на то, что местные князья не решатся переприсягнуть на верность кому-то другому, довольно рискованно. А по всей стране тем временем расползаются арсеналы оружия, нереализованный запрос граждан на справедливые порядки растет, чем уже пользуются реваншисты на местах. Россия может воспользоваться моментом для решения своих геополитических задач, открыв второй фронт. Если власть не найдет решения проблемы неофеодализма, мукачевские события могут повторяться по всей Украине. Но даже если предположить, что Мукачево — это экстремальный случай, консервация существующих порядков в регионах всегда будет тормозить развитие всей страны.

Фото: Укринформ, Getty Images
Инфографика: Александр Шатов