Зрада или перемога. Как депутаты Рады дали старт конституционной реформе

Фото: Facebook Администрации президента
Фото: Facebook Администрации президента

До особого конституционного статуса Донбасса предстоит долгий путь, который Рада может и не осилить

В четверг к обеду слово "зрада" в парламентских кулуарах можно было услышать чаще, чем обычно. Причина – успешное голосование за отправку в Конституционный суд президентского проекта изменений в Основной закон о децентрализации. Главный пункт дебатов – норма об особом порядке местного самоуправления "в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (на оккупированных территориях. – Фокус).

В зарегистрированном ранее проекте эта норма была включена в переходные положения самого законопроекта об изменениях Конституции. Но в ночь перед голосованием она перекочевала уже в переходные положения Основного закона – то есть, де-факто, особый статус оккупированных территорий предлагалось сделать частью самой Конституции, что и вызвало протесты многих депутатов. Дескать, в такой версии законопроекта, Украина отказывается от части своего суверенитета и на неопределенный срок вручает его пророссийским террористам.

Зачем понадобились эти законодательные манипуляции? Ответ не скрывали даже нардепы-сторонники этих изменений в Конституцию: требования Запада. Таким способом Украина в очередной раз должна показать свою верность минским соглашениям, и вместе с ЕС и США будет козырять этим аргументом на переговорах с Россией.

Принятие законопроекта проходило под плотной опекой Вашингтона, Брюсселя, Берлина и других столиц. Накануне голосования руководству фракций звонили из посольств западных держав, настойчиво убеждая поддержать конституционную реформу. А уже на месте процесс контролировали помощник госсекретаря США Виктория Нуланд и американский посол Джеффри Пайетт. Они то сидели в ложе гостей парламента, то прогуливались в кулуарах и Мариинском парке.

В это время в кабинете спикера Рады Владимира Гройсмана президент Украины Петр Порошенко убеждал глав фракций дать голоса за законопроект. Как объясняли депутаты из его блока, главе государства было критически важно получить уверенное большинство голосов – провал конституционной реформы на глазах у Нуланд и Пайета был недопустим.

Сейчас особый порядок местного самоуправления в Донбассе Украину ни к чему не обязывает, а западные партнеры сильно давят

Наверное, из-за повышенного внимания зарубежных гостей нардепы во время обсуждения старались как могли: декламировали стихи, а капелла пели гимн, неистово аплодировали очередному выступающему. В итоге – 288 голосов "за", против голосовали только "Самопомичь" и радикалы Олега Ляшко. Главная причина – означенная выше "зрада" в форме утраты суверенитета и сдачи позиций боевиками и Кремлю. Но их коллеги, поддержавшие законопроект, успокаивали – пока о реальном особом статусе для террористов речь вообще не идет.

Во-первых, сделан только первый шаг – законопроект о конституционной реформе направили на экспертизу в Конституционный суд. Впереди – два голосования, сначала 226-ю, потом 300 голосами. И не факт, что их удастся набрать. Как рассказали Фокусу депутаты, сегодня они поддержали реформу только потому, что на данном этапе это Украину ни к чему не обязывает, а западные партнеры сильно давят. Перед будущими голосованиями, если до них вообще дойдет дело, они обещали хорошенько подумать, надо ли нажимать зеленую кнопку. Так что собрать конституционное большинство осенью – очень сложная, едва ли выполнимая задача.

Во-вторых, Конституционный суд не обязан давать положительный вывод по законопроекту, без чего его дальнейшее рассмотрение невозможно. К примеру, люди в мантиях могут потребовать, чтобы "особые условия местного самоуправления в отдельных районах" не стали частью Конституции – а ограничить эти переходные положения во времени, чего и требуют некоторые недовольные реформой депутаты.

В-третьих, практическая реализация особого статуса, т. е. амнистия боевиков, создание "народной милиции", участие местного самоуправления в назначении прокуроров и судей и т. д., невозможна без достижения других условий: вывода и разоружения регулярных войск РФ и местных боевиков, установления украинского контроля над всей границей с РФ и пр. До тех пор закон об особом статусе или порядке самоуправления будет существовать лишь на бумаге. Если вообще будет существовать – как прогнозируют народные депутаты, по самым оптимистическим прогнозам, на все про все уйдет несколько месяцев. Что за это время случится в Донбассе, в Украине и в мире, никто не берется прогнозировать.