У прокуроров зарплата должна быть минимум $2–2,5 тысяч, ― Давид Сакварелидзе

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

20 июля в Украине стартовал конкурс на замещение вакансий руководителей всех местных прокуратур и их заместителей. 40-суточный марафон можно будет наблюдать в режиме онлайн

Подавать документы желающие могут до 2 августа в Киеве, Одессе, Харькове, Львове и Днепропетровске. По результатам конкурса обещают набрать 700 новых сотрудников прокуратуры. О том, как проходит процесс отбора кандидатов, о его финансировании и шансах коррупционеров вновь стать прокурорами Фокус спросил заместителя генерального прокурора Давида Сакварелидзе.

Сколько заявок уже поступило с начала проведения конкурса?

― Точного числа мы пока не знаем, но заявки приходят каждый день. Документы в основном подают молодые люди до 45 лет. Больше всего анкет приходит в киевский центр. Но мы обращаемся к юристам во всех регионах, чтобы они были активнее и принимали участие в этом конкурсе.

Последний этап будет проходить в режиме собеседования. Отбором претендентов будете заниматься лично вы?

― Я физически не смогу участвовать в отборе каждого претендента. Для этого будет создана специальная комиссия по каждой области из семи человек: троих назначит Верховная Рада, остальные будут представлены Генеральной прокуратурой.

Как будет проходить сам процесс собеседования?

― К собеседованию по каждой вакантной должности допустят лишь три кандидата. С ними комиссия будет непрерывно проводить собеседование. Ориентировочно это займет 40 дней. Будет работать камера, и все граждане Украины смогут наблюдать за происходящим в интернете. После этого мы соберем результаты на всех этапах, а комиссия решит, кого из трех оставшихся кандидатов следует подавать генпрокурору на утверждение. Такой механизм выбора будет временным, до тех пор, пока мы не создадим конференцию прокуроров.

Чем будет заниматься эта конференция и когда ее создадут?

― Планируем к апрелю 2016 года, после того как закончим процесс реорганизации самой прокуратуры. Конференция прокуроров будет выбирать Совет прокуроров и квалификационную комиссию. Именно квалификационная комиссия в дальнейшем будет заниматься назначением местных прокуроров и их заместителей.

"Шансы коррупционеров снова попасть на работу в органы прокуратуры сведены к нулю"

Какова роль общественности во время проведения этого 40-суточного онлайн-марафона?

― У общественности будет возможность не только наблюдать, но и комментировать процесс. Голосовать за понравившегося кандидата люди не смогут, последнее слово в любом случае будет за комиссией и генпрокурором. Но если об этом человеке будет много негативных комментариев, касающихся его прошлого, эти факты будут проверяться и учитываться при принятии окончательного решения.

Участие в конкурсе могут принимать люди, которые до этого никогда в прокуратуре не работали. Сколько времени, по-вашему, им понадобится, чтобы влиться в систему?

― Мы сделаем все возможное, чтобы они адаптировались в кратчайшие сроки. Для них будут проводиться специальные тренинги. Думаю, чтобы научится основному, им понадобится всего несколько месяцев.

Нынешние прокуроры и их замы тоже могут подавать заявки. Как избежать назначений прежних "прокуроров-взяточников"?

― Я не исключаю, что коррумпированный прокурор тоже может быть очень квалифицированным. Но ему сложно будет пройти все четыре этапа конкурса, проверку и назначение генпрокурором. Шансы коррупционеров снова попасть на работу в органы прокуратуры сведены к нулю.

В недавнем интервью Фокусу вы заявляли, что в зависимости от занимаемой должности зарплата новых прокуроров будет достигать 15 тыс. грн. Этого достаточно, чтобы победить коррупцию?

― Более чем уверен, что недостаточно. Но не только зарплата должна мотивировать прокурора, хотя деньги, безусловно, важный компонент. В первую очередь, у человека должны быть правильные ценности в жизни. Если человек взяточник, он в любом случае найдет способ, как получить нелегальный доход.

Какой, по-вашему, должна быть зарплата прокурора?



Давид Сакварелидзе: Не только зарплата должна мотивировать прокурора, хотя деньги, безусловно, важный компонент (Фото: Александр Чекменев)
Fullscreen
Давид Сакварелидзе: Не только зарплата должна мотивировать прокурора, хотя деньги, безусловно, важный компонент (Фото: Александр Чекменев)

― У чиновника, который занимает руководящую должность, зарплата должна быть минимум $2–2,5 тыс. А вообще, чем больше, тем лучше. Особенно, если человек хорошо работает. За это государство обязано платить ему достойную зарплату. Если прокуратура будет эффективно работать, завоюет доверие граждан, то ни у кого не возникнет вопросов, за что тому или иному прокурору дают высокую зарплату.

Сколько денег выделено на то, чтобы провести этот конкурс?

― Весь процесс и логистику тестирования финансирует Евросоюз. В общем нам выделили примерно 700 тыс. евро. Эти деньги пойдут на закупку тестов, размещение членов комиссии и рабочих групп в городах, расходы на транспорт, аренду помещений. Представители Евросоюза будут наблюдать за ходом проведения тестирования и собеседования. Для нас в первую очередь важно, чтобы международное сообщество следило за проведением реформ и дало нам кредит доверия.

Как будет проходить тестирование в Донецкой и Луганской областях?

― Мы решили, что конкурс для кандидатов из Донецкой области будет проходить в Днепропетровске, а для тех, кто хочет работать в Луганской области, в Харькове. Конкурс предусматривает отбор только на должности гражданских прокуроров. Военных мы не трогаем, поэтому будет легче.

Сейчас по конкурсу отбирают только кандидатов на должности в местные прокуратуры. Будет ли такой механизм использоваться для назначения в областные прокуратуры?

― Пока неизвестно. Это будет решаться после того, как мы создадим конференцию прокуроров. Лично я думаю, что должность регионального прокурора должна быть в некотором роде мотивацией для работников местных прокуратур. Если ты хорошо работаешь, то можешь ждать повышения в область, а оттуда и в саму Генпрокуратуру. Поэтому сейчас объявлять конкурс на должности в областных прокуратурах не совсем правильно.

Что будет сделано вслед за отбором местных прокуроров?

― Следующим этапом будет реорганизация уже областных прокуратур. Там необходимо проводить кардинальные изменения. В самом конце возьмемся за реформирование Генпрокуратуры. Параллельно мы работаем над запуском программы электронного делопроизводства по всей Украине. К ней собираемся подключить все следственные органы и суды. Перевод документации в цифровой формат поможет сэкономить время и средства.

Что можете сказать об инициативе создания "молодежной прокуратуры", о которой на днях заявил генпрокурор Виктор Шокин?

― Может быть, со временем мы действительно запустим такую "молодежную прокуратуру". Но пока это мысли и наработки. Думаю, это станет хорошей площадкой для студентов, которые смогли бы проходить практику или стажировку в прокуратуре, набираться опыта для дальнейшего трудоустройства в правоохранительных органах.

Когда будут известны окончательные результаты конкурса среди местных прокуроров?

― Перед нами стоит задача назначить местных прокуроров к 15 декабря этого года. Сейчас именно эта реформа является нашим приоритетным направлением, так что будем стараться закончить все вовремя.