Украинцы хотят получить законное право защищать себя, - Георгий Учайкин, глава Ассоциации владельцев оружия
Почему Украине необходимо предусмотреть право граждан на защиту себя и своей страны с оружием, и как снизить уровень преступности в стране Фокусу рассказал глава Ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин
Утром 31 августа у стен Верховной Рады прошла акция, организованная Украинской ассоциацией владельцев оружия. Ее сторонники добиваются от парламентариев изменений в Конституцию, предусматривающих право граждан на защиту себя и своей страны с оружием. Кроме того, депутатов просят принять закон о "О гражданском оружии и боеприпасах". Почему стране необходимы эти законы, Фокусу объяснил глава ассоциации Георгий Учайкин.
Полтора года ожидания
Как давно вы добиваетесь изменений Конституции?
– Еще 24 февраля 2014 года мы написали правку к Конституции. Именно тогда – после расстрела "Небесной сотни", перед событиями в Крыму и на Востоке – мы предложили парламенту одобрить ее. Она говорит о том, что граждане Украины должны получить право на защиту с оружием не только собственной жизни, но еще и территориальной целостности и конституционной власти. Более того, именно эту позицию с трибуны Верховной Рады тогда огласил депутат от "Свободы" Юрко Сиротюк, но никто не захотел обратить на это внимания.
Почему вы решили позвать людей к парламенту? Вы искренне надеялись, что он не проигнорирует ваши требования?
– Сегодня парламент без проведения референдума вносит изменения в Конституцию Украины. Мы сказали: "Друзья, раз вы это делаете без референдума, так возьмите и нашу правку". Законом об особенностях местного самоуправления в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей предусмотрено создание милиции по решению местных властей. То есть, парламент сегодня проголосовал изменения в Конституцию, которые позволяют властям оккупированных территорий создавать милицию. Далее, в "ЛНР" есть свой закон об оружии. В "ДНР" продолжается инвентаризация и легализация всего легкого стрелкового оружия до калибра 12,7 мм. По информации от наших источников, на середину октября планируется закон об оружии в "ДНР". Мы задаем вопрос: как так может быть, что они это сделали, а вся остальная часть Украины может остаться вообще без закона об оружии.
Второе требование: одобрить закон о гражданском оружии и боеприпасах, который не хотят рассматривать с декабря 2014 года. Поэтому мы и пришли под стены Рады сообщить о наших требованиях депутатам. Они могут к нам прислушиваться или нет, но игнорировать факты не смогут. А они говорят о том, что сегодня в Украине наибольший в Европе рынок нелегального оружия. Уровень преступности как в Сомали. В сфере разрешительной системы, то есть, в МВД, коррупция и бардак. За счет монопольного сговора у нас заоблачные цены на легальное оружие, в то же время нелегальный рынок предлагает все в десятки раз дешевле, и государство фактически подталкивает людей идти на нелегальный рынок.
Если преступник будет знать, что закон позволяет парню-ботанику приобрести пистолет и защитить себя, он сто раз подумает, прежде чем напасть
Вы пробовали замерять общественное мнение – сколько примерно украинцев поддерживают ваши предложения?
- Нет. Те соцопросы, которые проводят в Украине на тему оружия, манипулятивные и заказываются Администрацией президента. Например, последний опрос, который проводила мадам Бекешкина (глава Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина – Фокус), сформулирован таким образом: "Хотите ли вы, чтобы свободно продавалось оружие?". На какой ответ они рассчитывали после событий с "Правым сектором" в Закарпатье? Почему не спросили людей, хотят ли они иметь возможность защитить свою жизнь? Почему я утверждаю, что это делается по заказу АП – на кучу наших официальных обращений к Петру Порошенко даже ответа не было.
В субботу, когда только открылся на сайте президента раздел электронных петиций, мы подали свою петицию. Она стала наиболее популярной, лидирует просто с феноменальным отрывом. За два выходных дня мы набрали 12 тыс. голосов, остальные необходимые подписи мы наберем еще за пару дней. Вот в чем настоящее требование украинцев: они не верят государству, власти, МВД, они хотят получить законное право защищать себя. Круг замкнулся.
Далее мы спросим у Порошенко, что он будет с нами делать? Игнорировать нас уже не получится. Давайте решение, выходите на диалог. Сколько можно отмораживаться и переводить базовый инстинкт самосохранения в политическую плоскость? Это цирк. Раз власть не хочет нас услышать, пусть петиция будет объективным аргументом.
Армия милиционеров
Вы предусмотрели механизмы выведения нелегального оружия из тени?
- В нашем законопроекте 1135-1 есть пункт о найденном оружии, то есть, мы предусмотрели механизм частичной постановки его на учет. Государство фактически загнало людей в незаконное поле. Мы хотим, чтобы государство протянуло им руку и помогло вернуться в рамки закона. Можно будет частично легализовать оружие, если оно после сравнительной экспертизы не будет идентифицировано как то, что принимало участие в преступлениях, если человек пройдет обучение, получит лицензию на тот вид оружия, которое он захочет себе оставить. Это нормальный цивилизованный подход. Более того, в отдельных случаях Кабмин должен предлагать денежную компенсацию, выкуп оружия, потому что лучше загасить деньгами то, за что потом будут платить человеческими жизнями.
Травматическое оружие для гражданских нужно запретить, оно не идентифицируется баллистикой
Вам наверняка говорят о том, что закон не запрещает иметь травматическое оружие для защиты или охотничий карабин. Что вы можете возразить на это?
- Они умудрились за счет травматического оружия делать просто непристойные вещи. Говорят, у прошлого министра внутренних дел собака с золотыми зубами ходила. Они переделывают существующее боевое оружие, вымогают взятки по $500 за то, чтобы попасть в касту избранных и иметь травматический пистолет, потому что рядовые граждане даже на него не имеют права. К тому же, с профессиональной точки зрения травматическое оружие для гражданских нужно запретить, оно не идентифицируется баллистикой, на пуле не остается следов от прохождения через ствол.
Легализация, например, короткоствольного оружия может сказаться на уровне преступности?
- Мгновенно. Мы прогнозируем приблизительно на протяжении полугода уменьшение уровня уличной преступности процентов на пятьдесят. Если преступник будет знать, что закон позволяет парню-ботанику или девушке после прохождения обучения, а мы будем за этим тщательно следить, приобрести пистолет и профессионально защитить себя, он сто раз подумает, прежде чем напасть.
Почему же тогда МВД против?
- Министерство внутренних дел утратит монополию на оказание вооруженных охранных услуг. Как только одобрят наши инициативы, мы тут же будем требовать изменения закона об охранной деятельности. Потому что нужно создавать конкуренцию на этом рынке, дать возможность бизнесу зайти туда. Монополия органов внутренних дел привела к тому, что мы имеем одну из наибольших в мире пропорцию милиционеров на 100 тыс. населения, содержим их за свой счет, платим за эту армию, сейчас постараюсь подобрать слово, - милиционеров, которые не выполняют возложенные на них функции. И не нужно мне говорить, что полиция, которая ездит по некоторым городам Украины, что-то принципиально изменила. Просто подкрасили забор, а внутри все то же самое.
Как только одобрят наши законодательные инициативы, мы будет говорить о том, что столько милиционеров нам не нужно, люди смогут сами себя защитить. А организации, которые занимаются охранной деятельностью, будут вынуждены находиться на одной волне с полицией, чтобы их могли привлекать как для охраны общественного порядка, так и для выполнения каких-то специфических задач. Это мировая практика, мы ничего нового не выдумали.