Реванш регионалов. Украинские блогеры о местных выборах

Фото: visti.ks.ua
Фото: visti.ks.ua

Фокус попросил известных украинских блогеров прокомментировать итоги местных выборов

Related video
Fullscreen

Евгений Гендин
Днепропетровск

— Мне трудно сказать, изменились ли за последние два года избиратели. В связи с законами физиологии и истории некоторые избиратели коммунистического и прочего толка отправились голосовать в мир иной. Но значительная часть молодежи не поняла, что их нормальная жизнь находится в их руках на этих выборах. У нас реально уменьшилось количество людей, голосующих за левые патерналистские дела, но не стала активной та часть народа, которая идет им на смену. Явка невысокая по всей стране. Это опасно, на мой взгляд. Я не тешу себя иллюзиями, что народ в массе своей меняется, все равно активными движителями общества являются 10–15%, но, честно говоря, не хочется опять что-то менять революционным путем, пока кто-то спит.

Битва между кандидатами в мэры Днепропетровска Филатовым и Вилкулом иллюстрирует, что у нас пока еще очень слабое гражданское общество, которое не способно дать лидера из своей среды. Но у Вилкула нет никаких шансов. Хотелось бы, чтобы это честно решилось на выборах: Днепропетровск способен собраться и собрать голоса, которых сейчас не хватило. Даже если у Вилкула появится маленький шанс, ему никто не даст его реализовать, потому что Днепропетровск во второй раз не допустит этого. Город вышел из орбиты "русского мира", сейчас идет борьба за то, чтобы он вышел из орбиты патернализма, но для этого нужно укреплять гражданское общество, нужны реальные реформы.

Fullscreen

Циля Зингельшухер
Одесса

— Местные выборы доказали, что дискурс вопросов, поднимаемых в ходе этой избирательной кампании, неизбежно возвращался с уровня сел, городков и даже областных центров на всеукраинскую орбиту. С одной стороны, кандидатам следовало бы говорить о проблемах городского хозяйства, канализации и парковках, с другой — все понимали, что эти выборы — своеобразный промежуточный плебисцит доверия к власти верховной — президенту и Кабмину. Поэтому невысокая явка и достаточно скромные результаты пропрезидентской силы БПП-Солидарность во многих регионах лучше всего характеризуют разочарование и апатию избирателя.

Низкая явка все равно сыграет на руку большим и системным партиями. Благодаря высокому проходному барьеру они доберут намного больше, чем заслужили. За счет новых политических структур, не имеющих возможностей тратить значительные средства на рекламу и не зависящих от поддержки олигархических групп. Попасть в парламент новым лицам крайне сложно. Именно местные выборы должны были стать трамплином для активистов Майдана, для волонтеров, защитивших страну от военной агрессии РФ в 2014 году, и для новых интеллектуалов, появившихся на арене политической мысли за последние два года. Для этого нужно было или вообще убрать пятипроцентный барьер, или уменьшить его до 1–2%. Выбранная же модель консервирует у власти старые кадры, обросшие связями, поддержкой больших партийных структур, спонсорами и админресурсом.

Порадовала Одесса. Но сквозь слезы. Результат БПП там обеспечил Саакашвили

Реванш регионалов состоялся. И дело даже не в конкретных процентах на востоке, которые получили партии, включившие в свои ряды бывших представителей Партии регионов, — "Оппоблок", "Наш край" и "Видродження". Дело в том, что не изменился их избиратель. Почему? Потому что постмайданная власть не доказала преступность предыдущей. Потому что в их глазах Порошенко — это Янукович-2. Жители украинского Донбасса, Харьковщины, Днепропетровщины хотели увидеть твердую руку центра, способную заставить жить государство "по-новому". А увидели невыполненные обещания о масштабных реформах, отсутствие преследования за сепаратизм, активное сотрудничество новой власти с одиозными персонажами из "раньшего" времени, сплошную имитацию в борьбе с коррупцией. Если бы Порошенко и Яценюк жестко наказали регионалов за многолетнее разграбление страны, если об их окружении перманентно не звучала бы достаточно аргументированная информация о коррупционных деяниях, то наверняка часть бывших сторонников ПР искренне поддержала бы пропрезидентскую политсилу. А говорить о слабой работе ЦИК с ее давно нелегитимным составом, которая проявилась в провале избирательного процесса на достаточно большой территории Донбасса, вообще не приходится.

Переголосование станет триумфом не просто критиков президента, а слишком неприкрытых антиукраинских сил. Закрепление во власти кадров из обоймы Януковича ставит под большой вопрос скорость и главное — глубину проведения децентрализации именно в этот сложнейший период для страны. Неспособность сильного центра обеспечить законность и справедливость руками обновленных судов и очищенной прокуратуры может сыграть очень деструктивную роль в укреплении украинского суверенитета на востоке.

Порадовала Одесса. Но сквозь слезы. Результат БПП там обеспечил Саакашвили. Это тот аванс, который не только проукраинская, но и просто прагматичная Одесса дает президенту, тем самым отбрасывая устарелые шоры "русского мира". Но если аванс не будет в ближайший год подкреплен результатами, то поддержка Порошенко будет таять на глазах. Возврат в объятия России вряд ли возможен, но аполитичная, равнодушная Одесса, которая снова уйдет в глубины контрабанды, серого бизнеса и коррупционных договорняков, станет очень отрицательным маркером вялого хода реформ в Украине.

Fullscreen

Свирид Опанасович
Киев

— Выборы показали, что общество настроено на изменения, но без революционных потрясений. Поэтому силы, выдвигавшие радикальные лозунги, большой поддержки не получили. Не получили поддержку и популисты, апеллирующие главным образом к эмоциям и фобиям людей.

Столь любимые отечественными политтехнологами апокалипсические вопли вызывают уже не доверие, а отторжение массового избирателя. И вообще, политтехнологи на этих выборах крепко сели на мель. Вернее, в лужу сели их заказчики, технологи-то свои деньги получили. Но платили им, судя по результатам выборов, совершенно зря. Успех же в ходе выборов достигался теми силами, которые хотя бы пытались вести с избирателем спокойный разговор, апеллируя не к эмоциям, а к уму и логике.

У нашего общества большой запрос на честных и надежных профессионалов, и странно, что большинство кандидатов этот запрос дружно проигнорировали. А теперь удивляются своему удручающе низкому результату.

Общество настроено на изменения, но без революционных потрясений

Что касается выборов в Киеве, то здесь особой интриги, кажется, не было, победа Кличко была предрешена. Не потому, что он отличный мэр, просто конкуренты у него были откровенно слабые. Были здесь и явно непроходные мамонты прежней политической эпохи вроде Омельченко и Еханурова и молодая, но буйная поросль политиков новой волны. Хотя безусловным любимцем киевлян стал, конечно же, Думчев. Кто этот человек — так никто и не понял, но его реклама была столь оголтело навязчивой и подчеркнуто масштабной, что вызвала обратный эффект: киевляне старательно выискивали в бюллетенях фамилию Думчева только лишь для того, чтобы даже случайно за него не проголосовать. Мы все должны быть премного благодарны Думчеву, ведь после его кампании вряд ли у кого-то возникнет желание вбухать в выборы миллионы, чтобы получить на выходе жалкие 3% голосов.

Еще один кандидат с не столь масштабной, но не менее оголтелой рекламой, суть агитации которого сводилась к апокалипсическим крикам, что все пропало, только он последняя надежда Киева и его последний спасительный план. Хотя из истории мы знаем, что даже в 1240 году для Киева не все пропало. Однако пытаясь пугать киевлян, этот политик в итоге лишь сильно подпортил собственную репутацию. И теперь является примером того, как неплохой человек может в одночасье загубить политическую карьеру из-за собственной наивной веры во всемогущество политтехнологий.

Fullscreen

Олег Пономарь
Черкассы

— Страна меняется, Майдан ее поменял, война меняет. Последние два года мы проходим критический период трансформации общества, ему тяжело, некоторая его часть не готова к быстрым переменам. Поэтому такой микс получился, эти выборы очень неоднозначны — это как пена: много противоречивых месседжей, много растерянности у избирателей. Я считаю, что это последние такие выборы: очень странные, грязные, популистские. Следующие будут намного рациональнее. Эти выборы — подведение черты послемайданной трансформации.

Реванша регионалов однозначно не случилось. Народ в очередной раз проявил мудрость, отката нет и это очень хорошо. Немного снизила показатели по сравнению с парламентскими выборами президентская партия, и это объяснимо. Народ хотел более радикальных и быстрых реформ. Борьба с коррупцией, деолигархизация, замена судейского корпуса, быстрая налоговая реформа, новый генпрокурор — этого народ ожидает от власти. Эти выборы показали, что кредит доверия еще есть, но он заканчивается.

Но есть и положительные моменты. Популисты, например партия Ляшко, полностью лопнули. Немножко поднабрали патриотические партии "Свобода" и УКРОП, выстрелила Самопомич, то есть народ отдал предпочтение чему-то конкретному, не такому популистскому.

На юге и востоке страны изменилось положение. Одесса — 30% кандидата в мэры Боровика. Прекрасный результат, это кредит доверия Саакашвили, реформаторским силам, которые его поддерживают. Харьков — я бы не стал говорить, что это проигрыш или реванш: Кернес, хотя и был замазан в сепаратистских движениях, флюгер, он не идейный, он будет с теми, кто при власти, частично находится под влиянием Коломойского. В Днепропетровске, где вышли во второй тур Вилкул и Филатов, тоже ничего страшного не произошло.