Закрытое небо. Почему зарубежным чартерам запретили летать в Украину

Фото: kvedomosti.com
Фото: kvedomosti.com

Что стоит за решением Гос­авиа­адми­ни­страции Украины о запрете чартерных рейсов для зарубежных воздушных судов

Related video

В ночь на 28 ноября Госавиаадминистрация Украины аннулировала все разрешения на прилет в страну, выданные чартерам, зарегистрированным вне Украины. По одной из неофициальных версий, как сообщает Украинская правда, такое решение принято, чтобы помешать возвращению в страну Дмитрия Фирташа, которое якобы запланировано на начало декабря.

По другой версии, ограничения никак не связаны с возможным приездом Фирташа. Как сообщает ЛІГА.net со ссылкой на высокопоставленного чиновника Госавиаслужбы, основная причина запретов на полеты – выполнение требований американской стороны по обеспечению безопасности визита в Украину вице-президента США Джо Байдена, который запланирован на 7 декабря. По завершению визита, ограничения будут сняты.

В официальном пресс-релизе, появившемся 29 ноября, сказано, что администрация намерена изменить порядок получения этих разрешений. В пресс-службе ведомства Фокусу сообщили, что решение о "закрытии неба" для иностранных чартеров принято из соображений национальной безопасности и стало реакцией на сообщения, полученные от СБУ. Источник Фокуса в авиационной отрасли на условиях анонимности заявил, что принятое решение нарушает статью 9 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.

— Никакого нового порядка получения разрешений не существует. И даже если бы он уже был разработан и утвержден, о нем следовало сообщить до прекращения действия уже выданных разрешений, а не после. Скорее всего, пресс-релиз, о котором вы говорите, — неловкая попытка сдержать информационную волну, вызванную бессмысленным решением администрации.

За всю историю независимости Украины ничего подобного Госавиаадминистрация не устраивала

Утверждения, будто речь идет о национальной безопасности, тоже звучат неправдоподобно. Террористов, как правило, интересуют не чартеры, а регулярные рейсы, где больше пассажиров. Когда "небо закрывают", спасая людей от террористической угрозы, это выглядит иначе. В статье 9 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года сказано: "Каждое договаривающееся государство также сохраняет за собой право немедленно при исключительных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения, или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии, что такое ограничение или запрещение применяется к воздушным судам всех других государств, независимо от их национальности".

То есть запреты возможны независимо от "национальности" воздушных судов. Следовательно, запрет только иностранным бортам является прямым нарушением статьи 9 Чикагской конвенции, даже если это вызвано безопасностью.

Помните нью-йоркский теракт 11 сентября? После него запретили какие бы то ни было полеты над страной, и продолжалось это всего несколько часов. В Украине же иностранные регулярные рейсы осуществляются, как раньше. Перелеты над территорией страны без посадки тоже разрешены. Проблемы только у чартеров, которые хотят здесь приземлиться. Это сугубо дискриминационная мера — нарушение конвенции.

Сама практика выдачи разрешений на прилет для иностранных чартерных рейсов — порочна и коррупционна. Согласно той же Чикагской конвенции, рейсам, летающим вне расписания, никаких особых разрешений на прилет в ту или другую страну вообще не требуется. В СССР любой иностранный борт должен был получить разрешение на прилет, так действовал железный занавес. После распада Союза подобная практика превратилось в одно из средств зарабатывания денег для нечистых на руку чиновников. Каков практический смысл нынешней акции, понять трудно. Случай беспрецедентный — за всю историю независимости Украины ничего подобного Госавиаадминистрация не устраивала. Если это попытка помешать Фирташу прилететь в Украину, то попытка неудачная. При желании он может купить билет бизнес-класса на обычный регулярный рейс.