Война или мир. Чего ожидать от Минска-3
Минские соглашения в нынешнем формате себя исчерпали. "Минск-3", скорее всего, будет более конкретным и обязывающим
11 января в Киев неожиданно прилетел Борис Грызлов, экс-спикер Госдумы Российской Федерации, которого президент РФ в конце прошлого года назначил полномочным представителем РФ в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе (Минская группа). Отсутствие каких-либо официальных комментариев породило массу слухов и догадок на тему: зачем представитель Кремля появился в Киеве ровно за два дня до первого в этом году заседания Минской группы, назначенного на 13 января.
Оппоненты власти тут же предположили, что Грызлов передал Петру Порошенко пакет безусловных требований, угроз и ультиматумов РФ по дальнейшим уступкам со стороны Украины в вопросе Донбасса, а общественность возмутилась самим фактом приземления в Украине российского самолета с эмиссаром Владимира Путина. С другой стороны, именно российский посланец в этот раз искал встречи, а не наоборот, следовательно, визит Грызлова был нужнее Москве, чем Киеву.
Впрочем, представитель Украины в Минской группе Роман Безсмертный в комментарии Фокусу неожиданный визит Грызлова резко раскритиковал, назвав его "проявлением совковой, внепротокольной дипломатии", а также ошибкой, "которая может испортить многие наши наработки". Официально Грызлов в Киеве провел лишь переговоры с экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, сообщили в пресс-службе последнего, а Петр Порошенко в тот день вообще находился в Тернополе. Но, по информации ряда СМИ, вечером 11 января украинский президент все же встретился с Грызловым, а говорили они о внесении изменений в Конституцию Украины в части т.н. особого статуса Донбасса.
Дальнейшее развитие ситуации в Донбассе зависит в первую очередь от стратегии РФ в нынешнем году
Эта версия представляется вполне логичной, ведь внести изменения в Конституцию Верховная Рада должна успеть до конца текущей сессии, то есть в последнюю неделю января, иначе переговорный процесс по Донбассу придется начинать сначала. К тому же сам Путин в интервью немецкому изданию Bild, обнародованному в день визита Грызлова, особо подчеркнул: именно конституционная реформа, а также проведение выборов на оккупированной территории и "создание атмосферы доверия" позволят передать украинско-российскую границу на востоке страны под контроль Киева. Тем самым хозяин Кремля в очередной раз извратил содержание минских соглашений, ведь без вывода российских войск и контроля над границей ни о каких нормальных выборах в Донбассе и тем более "атмосфере доверия" говорить не приходится.
То, как Украина видит новый пакет договоренностей и формат переговоров по Донбассу, дал понять и Петр Порошенко. "В связи со срывом РФ выполнения своей части обязательств мы твердо ставим вопрос о том, чтобы в 2016 году привязать все шаги, которые предусмотрены минскими соглашениями, к конкретной дате", — сказал президент, тем самым предлагая сделать "Минск-3" более конкретным и обязывающим, чем местами расплывчатый "Минск-2".
Но дальнейшее развитие ситуации на востоке страны зависит в первую очередь не от конкретных положений минских соглашений — 3, а от стратегии РФ в нынешнем году. Многие эксперты указывают, что санкции все сильнее разрушают российскую экономику, и в Кремле уже решили закрыть провалившийся проект "Новороссия", из-за чего Россия попытается втиснуть оккупированные территории Донбасса назад в Украину, но на максимально выгодных для себя условиях. С этим связывают и начавшуюся в РФ медиакампанию о "братском украинском народе", сменяющей риторику о "кровожадных бандеровцах", а также назначение представителем РФ в Минской группе того же Грызлова, отнюдь не пользующегося репутацией "ястреба".
Первые выводы можно будет сделать в начале февраля, когда станет понятно, как пройдет очередной этап конституционной реформы в Украине, и главное — как его оценят в Москве и на Западе.