ЕС раскритиковал принятый Радой закон об электронном декларировании

Ян Томбинский / Фото: obozrevatel.com
Ян Томбинский / Фото: obozrevatel.com

Кроме того, европейцев беспокоит возможная профанация идеи специализированной антикоррупционной прокуратуры

Related video

Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский напомнил о необходимости принять во втором чтении "безвизовые законопроекты" №4054 и №4056 и в очередной раз подчеркнул необходимость внести изменения в закон "О прокуратуре".

Об этом говорится в заявлении, размещенном на странице представительства ЕС в Украине в Facebook.

"Я приветствую принятие в первом чтении законов о совершенствовании основ деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (4056), и о совершенствовании процедуры ареста имущества и института специальной конфискации (4054). Оба закона соответствуют стандартам ЕС; я жду одобрения обеих версий законов во втором чтении", - подчеркнул он.

При этом Томбинский отметил, что в проекте закона "О прокуратуре" прописаны слишком большие полномочия генерального прокурора, в частности, дающие ему право отклонять кандидатуры на должность антикоррупционного прокурора, которого назначает независимая конкурсная комиссия.

"Дальнейшие изменения в закон должны уладить этот вопрос, чтобы гарантировать полную независимость специализированного антикоррупционного прокурора", - настаивает посол.

Кроме того, Томбинский разочарован принятым законом об электронном декларировании. "Новый закон о работе электронной системы представления и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (3755), вызывает разочарование; он не отвечает антикоррупционным обязательствам, взятым на себя руководством Украины. Нужно прибегнуть к немедленным действиям для создания эффективной системы проверки декларирования состояний и обеспечить способность выполнения своих обязанностей Национальным агентством по предупреждению коррупции, направленных на препятствование и разоблачение коррупции", - призвал посол.

Напомним, законопроект №4055, инициатором которого является президент Петр Порошенко, вносит изменения в закон "О прокуратуре" в части назначения руководителя и заместителей главы Специализированной антикоррупционной прокуроры (САП).

В частности, в случае принятия поправок, закон гарантирует генпрокурору Виктору Шокину полный контроль как над действующим (может беспрепятственно уволить), так и над будущим (может выбрать своего) руководителем САП.

Правки позволяют генпрокурору по собственному усмотрению отклонять два раза подряд кандидатов на должность антикоррупционного прокурора, поданного конкурсной комиссией.

Кроме того, в случае принятия законопроекта, уволить действующего антикоррупционного прокурора Назара Холодницкого, избранного руководить антикоррупционной прокуратурой на пятилетний срок, можно будет досрочно.

16 февраля Верховная Рада Украины за основу и в целом поддержала законопроект №3755 "О внесении изменений в закон "О предотвращении коррупции" (относительно работы электронной системы представления и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления)".

"Закон Украины "О Государственном бюджете на 2016 год" отсрочивал до 1 января 2017 года начало работы электронной системы представления и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона Украины "О предотвращении коррупции", – сказано в пояснительной записке.

Согласно обязательствам, прописанным в плане действий по либерализации ЕС визового режима для Украины, предусмотрен запуск полноценной работы в этом году всех антикоррупционных органов Украины. В связи с этим возникла необходимость отмены нормы об ограничении времени начала работы новой системы финансового контроля Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции за доходами и расходами лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Так, исключается положение, которое ограничивало время принятия Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции решения о начале работы системы подачи и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.