Промежуточные итоги. Главные достижения и провалы Яценюка и его Кабмина

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

За два года премьерства Арсений Яценюк растерял поддержку украинцев, которые полноценно не ощутили на себе результатов начатых реформ. Чтобы вернуть доверие, его правительству предстоит невозможное — до осени превратить провалы в достижения. На кону политическое будущее Арсения Яценюка 

Достижения

Fullscreen

1. Система госзакупок становится прозрачнее. Благодаря внедрению системы ProZorro в 2015 году удалось сэкономить свыше 500 млн грн бюджетных денег, несмотря на то, что через электронные торги было проведено пока лишь 2% госзакупок. На полную мощность система должна заработать в августе нынешнего года. Ожидается, что в 2017 году она обеспечит экономию в 50 млрд грн.

2. Перезагрузка правоохранительной системы. Новая патрульная полиция стала небольшой частью правоохранительных органов, которая пользуется доверием у граждан. Патрули работают уже в 12 городах. В ближайшее время этот список будет расширен до 29 городов.

Переаттестация бывших милиционеров призвана качественно изменить кадровый состав правоохранительных органов. Но об эффективности реформы можно будет говорить только после окончания переходного периода, то есть не раньше 2017 года. Видимых результатов в реформировании правоохранительных органов пока нет.

3. Меньше бюрократии. Бизнес констатирует позитивные изменения в процессе дерегуляции, в том числе в получении лицензионных документов и разрешений. Министерства и ведомства открывают госреестры и базы данных для общего пользования — необходимые документы и информация становятся доступнее для граждан, а главное, все это можно получить бесплатно. В частности, благодаря внедрению электронной системы iGOV 20% справок и прочих документов, находящихся в ведении Мин­юста, уже можно получить в режиме онлайн. Список документов и населенных пунктов, подключающихся к системе, постоянно растет.

"Это правительство сделало максимум, что могло сделать..."


Арсений Яценюк
из выступления 16 февраля в Верховной Раде
Fullscreen
Арсений Яценюк из выступления 16 февраля в Верховной Раде

4. Успешный кризис-­менеджмент на гос­предприятиях. Реформа управления на госпредприятиях и ликвидация коррупционных схем на некоторых из них дала возможность многим крупным отечественным компаниям в 2015 году впервые за последние годы получить прибыль. Если за І полугодие 2014 года убыток госпредприятий составил 45,4 млрд грн, то в І полугодии 2015­го убытки уменьшились почти в десять раз — до 5,8 млрд грн. Но большая часть украинских госпредприятий продолжает генерировать убытки — реформа идет медленно.

5. Соскочили с российской газовой иглы. Украина впервые пережила зиму без российского газа, диверсифицировав поставки, — Москва уже не может шантажировать Киев закрытым краном.

6. Могло быть и хуже. Жесткая бюджетная политика в 2015 году и успешный диалог с МВФ позволили стабилизировать финансовую ситуацию. В условиях войны пенсии и зарплаты бюджетникам выплачиваются без больших задержек.

Провалы

Fullscreen

1. Олигархизация 2.0. Правительство не избавилось от политического и олигархического влияния. Многие решения принимаются под давлением извне. Анонсированной деолигархизации не произошло — некоторых крупных бизнесменов отодвинули подальше от власти, других, наоборот, приблизили.

2. Реформы идут медленно и неуверенно. За два года на 100% не реализована ни одна реформа, а многие из архиважных и анонсированных ранее даже не стартовали — пенсионная, земельная, здравоохранения и т. д. Некоторые из них сознательно затягиваются, поскольку невыгодны для влиятельных групп. В частности, многие госактивы по-­прежнему приносят "левый" доход олигархам и так называемым кураторам, контролирующим финансовые потоки госпредприятий с помощью лояльных топ­-менеджеров. Именно из-­за этого до сих пор не состоялась анонсированная большая распродажа госпредприятий — приватизация искусственно блокируется.

3. Коррупции меньше не стало. Несмотря на создание сразу нескольких антикоррупционных органов, бизнес констатирует увеличение так называемого коррупционного налога. Высокие чины по-прежнему засвечиваются в коррупционных схемах, но пока ни одно резонансное дело не закончилось столь же резонансной "посадкой". Часто очевидных коррупционеров оправдывают такие же коррумпированные судьи — судебная реформа тоже так и не началась. Мало что дала в борьбе с коррупцией и реформа госслужбы. Люстрация чиновников не стала системной, и в госорганах по­-прежнему много "схемщиков". Не состоялось и анонсированное масштабное сокращение госаппарата за счет раздутых и неэффективных штатов, что позволило бы направить высвободившиеся ресурсы на повышение зарплат специалистам с большим КПД. В результате чиновники новой формации признаются, что с нынешними зарплатами на госслужбе они долго не задержатся.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

4. Рост, да не тот. Поставщики коммунальных услуг без лишних сомнений закладывают в тарифы "инвестиционную составляющую", которая на самом деле маскирует компенсацию потерь из-­за плачевного состояния коммуникаций. Антимонопольный комитет до последнего времени фактически не занимался ценообразованием монополистов и не отслеживает ценовые сговоры на потребительских рынках — цены на многие товары завышены в разы. А именно неконтролируемый рост цен и падение доходов большинство украинцев сейчас называют своими главными проблемами.

6. Налоговая псевдореформа. Несмотря на снижение некоторых налогов (к примеру, зарплатного ЕСВ), полноценную налоговую реформу в целом провести не удалось — фискальная служба по-прежнему выполняет карательную, а не обслуживающую функцию, как в развитых странах. Бизнес по­-прежнему не видит предпосылок для выхода из тени.

7. На расстоянии с обществом. Власть нормально не коммуницирует с обществом. Правительство в лице премьера в основном рассказывает о своих успехах, не объясняя, что от этого и когда получит простой гражданин. Власть при этом не говорит о проблемах и вариантах их решения и не приглашает общество участвовать в выборе оптимальных из них. Отсюда и нулевой кредит доверия населения.