Майдан №3. Кому нужна новая революция

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Фокус спросил тех, кто поддерживал Оранжевую революцию и Евромайдан, нужен ли стране Майдан №3 и в каком случае они его поддержат

20–21 февраля в Киеве люди в камуфляже организовали "штаб правых сил", собрали митинг и назвали происходящее третьим Майданом.

В субботу неизвестные, представившиеся Радикальными правыми силами (РПС), заняли актовый зал отеля "Казацкий". На Майдане они установили сцену, с которой выступали экс-депутаты Степан Хмара и Юрий Кармазин, амнистированный общественный активист Дмитрий Павличенко и лидер автономных националистов Владислав Горанин. Во время протестов митингующие разгромили "Альфа-банк" и забросали камнями офис компании СКМ, принадлежащей Ринату Ахметову.

В субботу вечером РПС собрали на Майдане вече, на котором озвучили свои требования. Среди них — отставка правительства и формирования нового Кабмина, внеочередные выборы президента и Верховной Рады, а также введение военного положения в Луганской и Донецкой областях и отказ от формата минских договоренностей. На вече, по разным оценкам, пришли от 500 до 1000 человек. После его окончания на Майдане установили десять палаток, и там остались ночевать 100 человек. Туда же привезли бочки, в которых жгли костры. К утру понедельника на Майдане осталась одна большая военная палатка, которую уже в обед убрали коммунальщики.

О том, нужна ли Украине новая революция и готова ли к ней страна, Фокус спросил у активных участников Евромайдана.

Fullscreen

Андрей Новак
председатель Комитета экономистов Украины

— То, что происходило на выходных, не было попыткой Майдана. Это была провокация со стороны сил, которыми управляет кто-то извне Украины. Сейчас, во время российской агрессии, любые внутренние стрессы могут поставить под удар суверенитет Украины. Если люди хотят проводить сейчас какие-то протесты, лучше делать их целевыми, а не превращать в общеполитическую акцию, в революцию.

Если к моменту окончания войны будут серьезные основания для начала третьего Майдана, а я имею в виду узурпацию власти в одних руках и ухудшение социально-экономической ситуации, то да, я смогу присоединиться к революции. А пока каждый украинец сможет дать оценку нынешним политикам на досрочных парламентских выборах. Это мирный эволюционный путь.

Fullscreen

Вахтанг Кебуладзе
кандидат философских наук, доцент кафедры философии философского факультета КНУ им. Тараса Шевченко

— Я думаю, что третий Майдан сейчас просто невозможен. Слишком высокий градус напряжения в обществе и слишком много оружия у людей. Если вдруг сейчас начнутся массовые протесты, вряд ли они будут мирными и длительными, как это было в предыдущие две революции. То, что возможно сейчас, это не Майдан. И во что это выльется, никто не может предугадать.

Fullscreen

Евгений Нищук
экс-министр культуры, голос Оранжевой революции и Евромайдана

— Мы еще не закончили второй Майдан. Как может быть третий? Я думаю, сейчас лучше идти ломать двери, например, суда, который вынес несправедливое решение, чем звать всех на Майдан. Я боюсь, что людей, которым действительно есть что предъявить госорганам или политикам, могут просто использовать ФСБ и другие службы. Они ведь только ждут момента, когда внутри страны начнется то, что они любят называть словосочетанием "гражданская война".

Майдан — это не место, это обстоятельства. Когда студентов избили в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года, это объединило всех людей — тех, кто за и против евроинтеграции, аполитичных и политически активных. Это событие привело к тому, что 1 декабря в одном месте собрались около миллиона человек. Если, не дай бог, произойдет еще что-то, что так же очевидно унизит человеческое достоинство и нарушит права людей, то я, конечно, выйду на Майдан. Кто бы на этот момент ни был у власти.

Fullscreen

Юрий Касьянов
волонтер

— Третий Майдан никому не нужен. Людям нужны изменения, и многие думают, что их можно достигнуть с помощью Майдана. Но проблема в том, что для успешной революции или эволюции нужно, чтобы идеи изменений завладели умами масс и тех, кто готов взять на себя ответственность за эти изменения. То, что происходило на выходных на Майдане и Крещатике, показало, что этих идей и людей, которые могут их продуцировать, нет. Поэтому все протесты сейчас обречены на провал. Если такие лидеры появятся, я присоединюсь к протестам.

Fullscreen

Матвей Вайсберг
художник, автор цикла "Стена", одного из самых заметных художественных проектов, посвященных Евромайдану

— Я и все мои друзья были на втором Майдане. А на третий не пошел никто. Те, кого я там видел, похожи на обычных алкашей. Но если даже говорить о третьем Майдане как о глобальном явлении, к которому присоединятся обычные граждане Украины, он все равно не нужен. Все изменилось. Сейчас другие обстоятельства, другая страна и другие люди. У нас есть законно избранный президент, которого мы выбирали уже после второго Майдана. И если каждый раз, когда людям что-то не нравится, выходить на площадь, это превратится в какую-то игру.