Рог изобилия. Как Самопомич проиграла Кривой Рог экс-регионалу Вилкулу

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Замена Милобога на Семенченко, раздача 80 млн гривен и запугивание электората "радикалами" — главные факторы победы экс-регионала Юрия Вилкула на досрочных выборах

— Пусть к себе в Западную Украину едут! Не нужны они тут, сами разберемся, — говорит корреспонденту Фокуса таксист лет шестидесяти по дороге в отель.

"Они" — это конкуренты действующего мэра Юрия Вилкула на досрочных выборах, в первую очередь — Семен Семенченко и его Самопомич.

По словам таксиста, Кривой Рог развивается отлично — работают построенные еще при СССР заводы и шахты, а дороги "лучше, чем в вашем Киеве, я сам видел", поэтому и менять городскую власть не нужно, тем более "на этих галичан".

Но вскоре водитель сам начинает себе противоречить:

— Вот это вот закрыто все, — показывает на тянущиеся вдоль улицы индустриальные джунгли.

— А это?

— И это тоже не работает.

И после паузы:

— Но город у нас шахтерский, рабочий, не надо тут воду мутить, как эти.

Fullscreen

Фото: Первый Криворожский

По ходу появляется очередной билборд. Слева на нем счастливые дети с родителями и подпись "Или мэра выберем мы…", справа — картинка уличных беспорядков в черно-белых цветах с подписью "…или город захватят они".

На самом деле отношения к Украине картинки не имеют — фотография с детьми сделана где-то в России, а на фото с беспорядками показаны столкновения в Косово. Таксист об этом вряд ли знает, да и вряд ли задумывается — главную идею он полностью разделяет: пусть выборы быстрее заканчиваются, и "они", западенцы, под которыми он имеет в виду Самопомич, наконец-то уберутся из города.

Майдан — Кривой Рог

Избирательная эпопея началась в Кривом Роге в середине ноября прошлого года. Во второй тур выборов вышли действующий мэр, экс-регионал Юрий Вилкул и кандидат от Самопомочи Юрий Милобог, местный преподаватель и бизнесмен. Вилкул обошел конкурента на 35% по итогам первого тура, и в его окончательной победе во втором туре 15 ноября никто не сомневался. Но большой разрыв между первым и вторым местом сыграл против обоих кандидатов: у мэра думали, что победа придет сама собой, а у Милобога не готовились к защите своих результатов.

В финале выборов данные первых протоколов шокировали оба штаба — результаты Вилкула и Милобога были практически одинаковыми, но у второго понемногу образовался перевес. Все шло к одной из самых крупных сенсаций последних местных выборов, пока в отдаленном Ингулецком районе города на некоторых участках не зафиксировали аномальную явку и столь же аномальный результат за кандидата от местной власти — обычные признаки фальсификаций.

Горизбирком признал победу Вилкула с перевесом в считаные сотни голосов, но сторонники Милобога, усиленные группой народных депутатов из Киева, сдаваться не собирались и организовали в городе свой Майдан, требуя пересчета голосов, а после — признания выборов недействительными.

Избирательная эпопея началась в Кривом Роге в середине ноября прошлого года

Противостояние длилось несколько недель, в самом Кривом Роге и в Верховной Раде. Сторонники перевыборов разбили палаточный городок и несколько раз занимали здание криворожского горсовета. В это время Самопомич периодически блокировала трибуну в парламенте, требуя назначить досрочные выборы, привозила жителей Кривого Рога к стенам ВР, несколько самых ярых активистов даже объявили голодовку.

Наконец досрочные выборы назначили на 27 марта. Но Самопомич удивила всех, в том числе и своих сторонников в Кривом Роге, неожиданным решением — вместо Юрия Милобога партия выдвинула кандидатом своего народного депутата, экс-комбата "Донбасса" Семена Семенченко.

Поменяли на переправе

Внятного объяснения, почему проходного Милобога поменяли на Семенченко, которого с Кривым Рогом раньше ничего не связывало, так и не последовало.

По словам самого Юрия Милобога, он потратил все свои ресурсы, в том числе финансовые, на два тура кампании-2015, и на новый поход за мэрским креслом у него не осталось сил. Семенченко рассказывал, что Милобог добровольно уступил ему право баллотироваться, с какой целью — опять-таки неясно. В политических кругах Кривого Рога Фокус услышал еще несколько версий. Первая — Вилкулы (сам криворожский мэр и его сын, экс-вице-премьер в правительстве Азарова Александр Вилкул) просто договорились с Самопомиччю о "сливе" выборов в их пользу. Семенченко же представлялся гораздо более удобным конкурентом для Вилкула-старшего, чем Милобог: неместный, города не знает, скандальная репутация, не особо популярный среди криворожцев военно-патриотический образ. Что при этом Самопомич и Милобог получили взамен, тоже осталось загадкой.

По другой версии в Самопомочи поняли, что Вилкул все равно победит Милобога, так как вынесет уроки из осенних выборов и на этот раз уже мобилизует весь свой финансово-административный ресурс. Зато эпатажный Семенченко, в отличие от непубличного Милобога, сможет выжать из кампании максимум пиара для своей политсилы. Наконец, по еще одной версии Семенченко очень хотел баллотироваться в мэры Кривого Рога, поскольку рассчитывает пойти здесь по мажоритарке в случае досрочных выборов в Раду и готовит себе для этого почву (а брать в список запятнанного в нескольких скандалах экс-комбата Самопомич якобы уже не хочет).

В любом случае шансов на победу над Вилкулом эта ротация точно не добавила. По данным закрытой социологии, рейтинг Семенченко в начале кампании был около 3% (при антирейтинге в 24%) и имел ограниченный потенциал для роста.

Внятного объяснения, почему проходного Милобога поменяли на Семенченко так и не последовало

По 500

— Уезжают люди из города, экология здесь ужасная, — рассказывает таксист слегка за сорок.

— Но работа хоть есть?

— По-разному. Я вот шахтер сам, но потом на завод устроился, который американцы купили, так зарабатывал отлично, и перчатки, можно сказать, не снимал… Я не хочу говорить, что американцы все делают правильно, — зачем-то вставляет он, — но вот бизнес они делать умеют. А так… Наркомания тут процветает, никто не борется, да и вообще обстановка в городе мрачноватая, вы видите…

О наркомании в Кривом Роге местные упоминают нередко. Помимо отсутствия работы и, соответственно, перспектив, ее наверняка стимулирует и общая атмосфера в городе. Любой гость Кривого Рога, попав в рабочие кварталы (а кроме самого центра, чуть ли не весь 120-километровый город — сплошной рабочий квартал), будет удручен десятками одинаковых, неухоженных хрущевок, запущенными дворами, пустующими и поросшими кустарником городскими пространствами.

— Но Вилкула же все равно поддерживают?

— Да, потому что люди его знают, знают, как он работает. Вот при нем, с 2010 года, хоть в городе какие-то… социально значимые объекты появились, хоть сходить куда-то можно. Ну и сейчас эта программа, по 500 гривен, тоже работает, зарплаты-то тут по три-четыре тысячи, так что ощутимо.

"Программа по 500 гривен" — основа всей кампании мэра на этих выборах. Из городского бюджета выделили сперва 50, а потом еще 30 миллионов гривен, которые пошли на раздачу этих 500 грн всем относительно уязвимым группам населения: от пенсионеров до военнослужащих. Получить деньги было проще простого, "чуть ли не в магазинах заявления принимали". Исходя из расчета в 500 гривен на человека, под "программу" попало около 160 тысяч избирателей — огромное количество для 650-тысячного города. Кстати 27 марта на участки пришло почти 300 тыс. избирателей — явка составила сравнительно высокие 55%.

"Программа по 500 гривен" — основа всей кампании Вилкула на этих выборах

Другая линия кампании Вилкула — максимальная эксплуатация имиджа своих главных конкурентов, Семенченко и выдвиженца партии "УКРОП", куратора батальона "Кривбасс" Николая Колесника. Кривой Рог никак нельзя назвать пророссийским городом. Весной 2014-го немногочисленные акции сторонников "Новороссии" здесь были полностью перекрыты масштабными мероприятиями проукраинских активистов. Тем не менее радикально-патриотические лозунги и милитари-эстетика большинством горожан все же не воспринимается. В середине кампании это поняли и Семенченко, и Колесник, синхронно сменив камуфляж на гражданскую одежду, но было уже поздно — билборды о "захвате города" и прочая антиреклама об "угрозах мирной жизни горожан" свое дело сделали.

Кроме того, подобная агитация мобилизовала и тот электорат Вилкула, который осенью не пошел на выборы, будучи уверенным в его победе. А вот у тех криворожцев, кто критически относится к действиям мэра, но в то же время не поддерживал его "воинственных" конкурентов, с выбором было сложно.

Альтернативная сила

— Кого могут выбрать те, кто слушает радио "Шансон"? — услышав эту фразу от пятидесятилетнего таксиста, корреспондент Фокуса не смог сдержать улыбку.

Водитель на прошлых выборах голосовал за Милобога, но на перевыборах был в растерянности.

— Никто не может показать, что они в силе реально бороться с Вилкулом, предоставить реальную альтернативу. Есть какие-то люди, они в интернете что-то публикуют, но кто об этом знает, где их реальная работа?..

Составить альтернативу Вилкулу попыталась местная организация "Силы людей", выдвинувшая в мэры юриста Светлану Сову. Упор они делали на креатив, например, троллили активную внешнюю рекламу конкурентов, поставив в городе один-единственный билборд с надписью "Это единственный билборд "Силы людей". Он стоит 3500 грн, сколько потратили другие?"

"У нас известных лиц меньше, чем партий. И партии гоняются за более-менее раскрученными персонами", — рассказывает Фокусу один из активистов "Силы людей" Юлий. Как и во многих крупных городах Донбасса, с которыми Кривой Рог часто ставят в один ряд, здесь долгое время фактически отсутствовала политическая конкуренция. За все время независимости городом руководили лишь два человека: с 1992-го по 2010 год — Юрий Любоненко, с 2010-го — Юрий Вилкул. Структуры партий условного "демократического лагеря" находятся в зачаточном состоянии.

"Очень важно, чтобы эти выборы не были оставлены политиками без надлежащей оценки. Я убежден, что должна быть жесткая оценка на уровне правоохранительных органов, и очень важно, чтобы была политическая оценка"


Алексей Кошель
Генеральный директор Комитета избирателей Украины
Fullscreen
Алексей Кошель Генеральный директор Комитета избирателей Украины

Например, в городской ячейке Самопомочи числятся всего три человека. Это вызвало определенные трудности при выдвижении Семенченко кандидатом в мэры. Один из трех партийцев заболел и не пришел на партконференцию, Юрий Милобог при голосовании воздержался, и за экс-комбата был подан лишь один голос. Пришлось проводить переголосование, Милобог на этот раз решил поддержать Семенченко и благодаря двум голосам в свою пользу экс-комбат стал кандидатом в мэры Кривого Рога.

Несмотря на это, Оппозиционный блок не смог получить большинства в местном горсовете, заняв лишь 29 мест из 64, все остальные взяли "партии Майдана". Но фракции Радикальной партии и Батькивщины в полном составе перешли на сторону Вилкула, обеспечив тому большинство в совете. Тем не менее, победа на перевыборах мэра Кривого Рога стала для семьи Вилкулов особенно важной после того, как Вилкул-младший проиграл кресло мэра Днепропетровска Борису Филатову, который к тому же смог сформировать промэрское большинство в местном горсовете.

Кроме того, как рассказали Фокусу сразу несколько источников в политических кругах Кривого Рога, у Вилкулов в последнее время ухудшились отношения с их давним патроном — олигархом Ринатом Ахметовым. После событий на востоке Украины Кривой Рог стал для последнего сердцем его бизнес-империи, ведь там находятся крупнейшие меткомбинаты, входящие в состав "Метинвеста". Косвенно сложности между Вилкулами и Ахметовым подтверждает тот факт, что принадлежащий олигарху канал "Украина" был не особо вовлечен в избирательный процесс, как можно было бы предположить. В отличие, кстати, от принадлежащего Сергею Левочкину канала "Интер", который всю неделю перед выборами рассказывал о готовящихся со стороны оппонентов Вилкула провокациях и столкновениях.

Как Путин

"Подобного не было за всю украинскую историю, когда больше 100 тыс. граждан получили по 500 грн решением местной власти как своеобразную предвыборную помощь. Сейчас очень важно, чтобы эти выборы не были оставлены политиками без надлежащей оценки. Я убежден, что должна быть жесткая оценка на уровне правоохранительных органов, и очень важно, чтобы была политическая оценка", — заявил по итогам выборов в Кривом Роге генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. По его словам, КИУ зафиксировал на выборах городского головы Кривого Рога большое количество нарушений закона как в день голосования, так и во время двухмесячной кампании.

Если на следующих выборах Самопомич потеряет несколько процентов голосов, — ей придется вспомнить Кривой Рог — 2016

Одно из самых распространенных нарушений в день выборов — подвоз избирателей, которым занималась местная организация ветеранов.
"Если брать вчерашний день (27 марта. — Фокус) и не акцентировать внимание на отдельных, несистемных нарушениях, есть одна ключевая проблема — это то, что вчера в Кривом Роге осуществляли системную кампанию по подвозу избирателей к участкам, таким образом искусственно нарастив явку на избирательных участках, как минимум, на 25%", — рассказывает Алексей Кошель.

Были также попытки сфотографировать бюллетень или вынести его за пределы участка.

Вскоре после полуночи стало понятно, что Вилкул уверенно выигрывает еще в первом туре с результатом в 70 с лишним процентов.

Административный и финансовый ресурс, эксплуатация образа "своего человека" и "крепкого хозяйственника", игра на страхе электората перед "радикалами", конкуренция кандидатов из "демократического лагеря", которые, традиционно для последних избирательных компаний, отнимали электорат друг у друга, конечно же, сыграли свою роль в убедительной победе действующего мэра. Но основным "фактором успеха" все же стал очевидный "слив" выборов в Кривом Роге Самопомиччю. В Фейсбуке многие ее сторонники очень резко отреагировали на игру Самопомочи в поддавки, обещая больше за нее не голосовать. Поэтому, если на следующих выборах в Верховную Раду Самопомич потеряет несколько процентов голосов, — ей придется вспомнить Кривой Рог — 2016.

*********

Около двух часов ночи корреспондент Фокуса столкнулся с Семенченко в холле отеля, где размещался его штаб.

— Вы признаете свое поражение?

— А Украина когда-то признает свое поражение в войне против России?

— Нет.

— Вот и Вилкул выиграл, как Путин, за счет запугивания электората. Мы этого никогда не признаем.