Геращенко и Цеголко рассказали об освобождении Савченко

Надежда Савченко в аэропорту Ростова / Фото: facebook.com/svyatoslav.tsegolko
Надежда Савченко в аэропорту Ростова / Фото: facebook.com/svyatoslav.tsegolko

Обмен мог сорваться в любую минуту

Первый вице-спикер Верховной Рады, представитель Украины в гуманитарной подгруппе трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко и пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко подробно описали в Facebook, как вывозили из России Надежду Савченко.

Ирина Геращенко и Святослав Цеголко вылетели из Киева в Ростов 25 мая в 8:00. Они добирались туда почти два с половиной часа, потому что облетали оккупированный Донбасс.

Согласно договоренности, Надежда Савченко должна была зайти в самолет в тот момент, когда в Киеве на борт российского самолета поднимутся военнослужащие главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ Александр Александров и Евгений Ерофеев. Операцией, по поручению президента, руководил глава СБУ. Подготовка длилась несколько месяцев.

"Эта операция напомнила мне холодную войну. Когда диссидентов обменивали и освобождали в свободный мир", – написал Цеголко.

Геращенко рассказывает, что они очень волновались из-за того, что информация об освобождении Савченко преждевременно просочилась в СМИ – обмен мог сорваться в любую минуту.

В аэропорту Ростова Геращенко и Цеголко час просидели в самолете, пока не подъехали два автомобиля без номеров.

Вдруг у украинцев начали непрерывно звонить телефоны: российские СМИ запустили информацию о самолете и освобождении.

"Все задерживается. Мы нервничаем. Смотрим из открытых дверей самолета в глаза тем, кто в машине", – пишет Геращенко.

И, наконец, Савченко вышла из автомобиля в окружении десяти мужчин в форме. Она смотрит на небо и жадно хватает воздух. Она поднимается на борт и кричит: "Слава Украине! Героям слава!". Ей дарят букет в патриотических цветах.

"Я не люблю цветы! – отрезает Надежда, кладет букет рядом. – Это маме отдам".

Савченко – как натянутая струна, еще не верит в то, что происходит, рассказывает, что 5 часов сидела в том автобусе без номеров, ожидая возвращения домой, в Украину.

Между тем украинскому самолету еще полчаса не давали вылет. Надя сбрасывает зимние сапоги, психологически отходит – отмерзает, показывает спутникам свой нехитрый скарб, который везет в Украину: поделки из бумаги, которые делала, чтобы занять себя в камере. И подарок маме на день рождения: тарелочку, которую сама склеила и в марте не смогла отдать сама. И еще – два огромных пакета с письмами. Это только те, которые она получила в этом месяце.

Савченко мчится в кабину пилотов и, наконец, – улыбается. Искренне, широко и счастливо. Она уже не "ежик". Только в кабине она почувствовала: все, что происходит, – это правда.

Надежда говорит те первые слова, которые хочет сказать всем, кто ее поддерживал. Затем снова резко поднимается с кресла и мчится в кабину пилотов: "Я должна увидеть пересечение границы!!! О! Украина! Харьков! Полетели в Чугуев!", – смеется она.

Два часа перелета Савченко и ее спутники говорили об освобождении всех остальных украинцев. Надежда жадно расспрашивала о других заложниках: сколько их еще остается в РФ и сколько в ОРДЛО, как продвигаются переговоры по их освобождению. Ей рассказали о том, что в ближайшее время ожидаются положительные новости о Геннадии Афанасьеве и Юрии Солошенко, и о том, как волновались, чтобы с ее освобождением все прошло успешно.

Возвращение Надежды Савченко в Украину

Фото: facebook.com/iryna.gerashchenko и facebook.com/svyatoslav.tsegolko