Взяли на вооружение. Главные достижения украинского оборонпрома
Фокус выбрал самые успешные проекты оборонной промышленности, реализованные после начала военных действий на востоке страны
По данным Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI), Украина сохраняет высокие позиции в рейтинге главных экспортеров вооружения, занимая 2,6% рынка. Во многом это объясняется запасом с советских времен. В тоже время за последние 2,5 года десятки видов новой военной техники, произведенной в Украине, было принято на вооружение украинской армии.
Не все из них оказались успешными. Например, испытания М120-15 "Молот", украинского 120-милиметрового миномета производства предприятия "Маяк" стоимостью в полмиллиона гривен, закончились смертью военнослужащего, тяжелыми увечьями двух бойцов и легкими ранениями еще шестерых. По оценкам военных, орудие оказалось "очень плохой копией" советского миномета 2С12 "Сани". К нему прилагался прицел 1946 года. Вполне вероятно, что миномет "Молот" составил бы неплохую компанию раритетному пулемету "Максим" образца 1910 года, который также состоит на вооружении Минобороны.
Однако есть и удачные проекты. Фокус выбрал несколько образцов новой военной техники, которые действительно претендуют на звание успешных.
Система залпового огня "Верба"
Система залпового огня "Верба" — разработка Харьковского КБ имени А. Морозова. Ее главное отличие от 122-милиметровой установки советского образца БМ "Град" — современные навигационные системы и автоматизация боевого применения. Если верить разработчикам, "Верба" заряжается в семь раз быстрее "Града", а боевая эффективность превосходит его в 15 раз.
Несмотря на воодушевление конструкторов и заявленные характеристики, пока существует только один опытный экземпляр системы залпового огня. Неизвестно и о перспективах ее поставок в украинскую армию.
Штурмовая винтовка "Малюк"
Разработчики нового украинского автомата "Малюк" руководствовались теми же принципами совершенствования и модификации советского вооружения, что и конструкторы "Вербы". Основа "Малюка" — "Калашников", который серьезно модифицировали специалисты из "ИнтерПроИнвеста". От старого автомата остался только ствол и ствольная коробка. Из отличительных характеристик — небольшие габариты, удачная балансировка и точный автоматический огонь.
Оружие позволяет использовать наиболее распространенные стрелковые аксессуары, включая разные типы прицелов, тактические фонари, а также подствольный гранатомет. Производство нового автомата контролируется Государственным концерном "Укроборонпром". Автомат рекомендовали к применению силами специального назначения.
Бронемашина KRAZ Cougar
Украина производит бронемобиль KRAZ Cougar по лицензии канадской компании Streit Group. Основа машины — шасси Toyota Land Cruiser. Боевой автомобиль принят на вооружение украинской армии в июле 2014 года.
Бронеавтомобиль относится к классу Armored Personal Carrier и предназначен для разведки, а также проведения уличных боев. Из отличительных характеристик — круговая защита экипажа по классу CEN Level BR6 от пуль калибра 7,62×51 мм и осколков артиллерийских снарядов, возможность установки различных боевых модулей, а также повышенная проходимость благодаря системе блокировки колес.
В 2016 году канадско-эмиратская компания Streit Group, работающая совместно с украинским КрАЗом, представила на выставке вооружений в Париже Streit Cougar – 2 (на украинском рынке — KRAZ Cougar) с увеличенными клиренсом и количеством посадочных мест.
Бронемашина KRAZ Spartan
KRAZ Spartan — еще один совместный проект компании Streit Group и украинского КрАЗа. Над машиной работали инженеры ПАО "АвтоКрАЗ" и запорожской инженерной компании "Инфоком Лтд". В отличие от KRAZ Cougar, он изготовлен на базе шасси Ford, но обеспечивает такую же круговую защиту экипажа от пуль калибра 7,62×51 мм. Из общего с предыдущим бронемобилем — на эту модель также можно установить различные боевые модули.
KRAZ Spartan — первый украинский беспилотный автомобиль. На машину установлен отечественный Pilotdrive, позволяющий ориентироваться в дороге по комплексу специальных датчиков. Его дополняет комплект ПО SmartDrive и программа обучения в режиме реального времени Teach-in Drive, благодаря чему машиной можно управлять дистанционно с мобильного устройства.
Бронемашина "Отаман 6х6"
Бронированная машина "Отаман 6х6" разработана НПО "Практика" совместно с руководством ВСУ. Машина вооружена крупнокалиберным орудием и весит 16 тонн. Вместимость — 10 человек. "Отаман 6х6" разрабатывали для морской пехоты или подразделений, которым требуется боевая техника, способная преодолевать водные преграды.
Бронемашина — первый в Украине образец платформы 6х6, которая может стать базой серии боевых машин и машин обеспечения. Бронетранспортер — только один из примеров ее применения. Конструкция ходовой части позволяет устанавливать дополнительную броню.
Бронемашина БМПТ-64
БМПТ-64 — одна из наиболее интересных новинок на рынке отечественных бронемашин. Разработанная Харьковским бронетанковым ремонтным заводом БМПТ — смесь машины боевой пехоты и танка. В ее основе советский танк Т-64, переделанный в БМП.
Отличительные характеристики БМПТ-64: прочность брони, как у танка, — 350 мм, а также вместимость — машина рассчитана на трех членов экипажа и 12 десантников. На вооружении стоит пушка калибра 30 мм, два пулемета и противотанковые управляемые ракеты.
Несмотря на преимущества бронемашины, Министерство обороны Украины не включило ее в гособоронзаказ на 2016 год. Объяснением Укроборонпрома было отсутствие денег, а Минобороны — нежелание Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. Морозова брать на себя эту работу.
Транспортный самолет Ан-178
Ближнемагистральный военно-транспортный Ан-178 — модификация проверенного Ан-148. Его задумывали для замены военно-транспортных самолетов Ан-12 задолго до военных действий на востоке Украины, поэтому окончательная сборка самолета предполагалась в России. В 2014 году эти планы были практически похоронены. Тем не менее в апреле 2016 года "Антонов" представил первый опытный экземпляр Ан-178.
Самолет может принимать на борт 18 тонн груза, в том числе военную технику. Ан-178 также оборудован системой автоматического сброса груза.
Китайская компания Airspace Industry Corporation of China заявила о планах финансирования строительства Ан-178. Самолет показали на авиасалоне Farnborough Airshow-2016. Во время демонстрационного полета он выполнял крутые виражи и крены, проходил над взлетной полосой на минимальной скорости.