"Рома, сдавай Петра!" Как прошел апелляционный суд по делу Насирова

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Сравнения с Иисусом и отсылки к гладиаторским боям не помогли адвокатам Романа Насирова добиться свободы для своего клиента. Прокуроры тоже не добились повышения залога до 2 млрдгрн

13 марта заседание Апелляционного суда Киева по делу главы Государственной фискальной службы Романа Насирова (которого Кабмин отстранил от должности, но пока не уволил) не вызвало такого ажиотажа, как заседания Соломенского суда по тому же делу неделей ранее. С требованием оставить Насирова под арестом и, как минимум, не уменьшать ему размер залога к суду пришли до сотни человек, в основном – активисты Национального корпуса Андрея Белецкого, экс-командира полка "Азов".

Во двор суда заехали три автобуса с бойцами Нацгвардии, но увидев, что активисты настроены мирно, отъехали на парковку. Сами "азовцы" к суду подготовились, притащив с собой разноцветные мягкие пуфики и разместились на них в коридорах и на ступеньках суда.

– Почему вы требуете, чтобы Насиров оставался за решеткой? – поинтересовались журналисты у одного из них.

– Потому, что Насиров – пидарешт! – исчерпывающе ответил тот. Наклейками с таким лозунгом"азовцы" облепили сам суд и его окрестности.

Другой активист заявил, что Насиров украл два миллиарда, но в подробности вдаваться не стал.

На заседании рассматривались одновременно две апелляции. Защита главы ГФС требовала, чтобы их клиенту отменили меру пресечения о взятии под арест на два месяца с опцией выхода под залог в 100 млн грн. Обвинение в лице прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры Андрея Перова и Романа Сымкива, наоборот, требовало поднять размер залога до рекордных 2 млрд грн – сопоставимо ущербу, который, по версии САП и НАБУ, Насиров нанес государству своими действиями.

Сам подозреваемый был одет в деловой костюм и галстук и выглядел неплохо. Во время одного из перерывов он сказал журналистам, что"чувствует себя гораздо лучше". Команда защитников Насирова сократилась более чем в два раза, выступали лишь четыре адвоката – никакого смысла затягивать заседание для них уже не было.

Самым ярким стало выступление адвоката Виктора Петруненко. "Две тысячи лет назад люди тоже кричали: "Распни его!" – провел он параллели между нынешним процессом и библейской историей Иисуса Христа, вызвав смех в зале

После нескольких малозначительных ходатайств от защиты суд перешел к рассмотрению апелляций по сути. От обеих сторон звучали почти те же аргументы, что и неделю назад во время слушаний в Соломенском суде. Адвокаты настаивали на абсолютной невиновности их клиента и жаловались, что на суд давит общественность. "Бюрократическая машина донесла до общества ошибочную версию НАБУ о виновности Насирова", - заявил адвокат Андрей Кузьменко. "Мы наблюдали угрозы в адрес нашего подзащитного", - добавил его коллега Александр Мирошник.

Самым ярким стало выступление адвоката Виктора Петруненко. "Две тысячи лет назад люди тоже кричали: "Распни его!" - провел он параллели между нынешним процессом и библейской историей Иисуса Христа, вызвав смех в зале. Петруненко продолжал апеллировать к истории Древнего Рима, на этот раз к гладиаторским боям: "Люди хотели хлеба и зрелищ. А зрелище, как по мне, не в том, что убивали гладиатора, а в том, что одним движением руки определялась судьба человека. Так и сейчас…" В зале опять засмеялись, председательствующий судья Виктор Глиняный призвал к порядку. Но в целом обстановка в суде и окрестностях была спокойной – на контрасте с тем, как обычно проходят в Украине громкие судебные процессы с политическим привкусом.

После адвокатов слово взял сам Насиров. В стеклянную клетку, куда его поместили, заранее провели микрофон. Насиров прочитал присутствующим лекцию об особенностях налогового законодательства. По его словам, решение предоставить налоговую отсрочку компаниям, связанным с беглым депутатом Александром Онищенко, было его обязанностью. "Для рассрочки нужны две вещи: обращение налогоплательщика с соответствующими документами и выводы территориальных органов. И я как председатель ГФС не имел права не подписывать отсрочку на основании выводов территориальных органов", - заявил он. Также Насиров раскритиковал экспертизу о нанесенных убытках, на основании которой ему выдвинули подозрение, расхвалил свою деятельность на посту главы ГФС, а под конец еще раз рассмешил собравшихся, рассказав, что мечтает посадить на Черниговщине яблочный сад – потому и не собирается никуда сбегать из Украины. Его выступление длилось почти полтора часа.

"Рома, сдавай Петра!" - скандировали пришедшие в зал суда активисту, имея в виду президента Петра Порошенко

Сторона обвинения была лаконичнее. Их главные аргументы, уже не раз озвученные во время этого процесса: Насиров и его семья – люди небедные, со всеми вытекающими последствиями, права давать налоговую рассрочку глава ГФС не имел, поскольку компании Онищенко не расплачивались с предыдущими долгами по налогам, у Насирова есть британский паспорт и недвижимость в Лондоне, следовательно, ему есть куда бежать, к тому же, даже находясь в СИЗО, он продолжает влиять на сотрудников ГФС.

Судьи удалились в совещательную комнату примерно на полчаса и пришли оттуда с решением отказать в обеих апелляциях. То есть Насиров и дальше остается под арестом, откуда может выйти под залог в 100 млн грн.

После оглашения вердикта адвокаты заявили, что обратятся в Европейский суд по правам человека, но сторону обвинения это не впечатлило. "В ЕСПЧ человек может обращаться только после того, как прошел все судебные стадии в своей стране. То есть сперва должно быть вынесено решение по сути дела, я надеюсь, обвинительное, потом должна пройти апелляция, потом кассация, и только потом – иск в ЕСПЧ", - сказал Фокусу прокурор Андрей Перов.

Журналистов больше всего интересовало, будет ли вноситься залог. По словам адвокатов, раньше этого не делали, поскольку ждали рассмотрения апелляции. Насиров коротко посовещался со своими защитниками и выступил перед журналистами с импровизированным брифингом. "У меня нет такой суммы, потому я физически ее внести не могу", - ответил он на главный вопрос. К другим людям за помощью он обращаться тоже не собирается. О своих условиях содержания в СИЗО особо не распространялся, указав лишь, что "есть камеры и похуже" и "не я определяю, в какой камере буду оставаться".

Его выступление прервали пришедшие в зал суда активисты. "Рома, сдавай Петра!" – скандировали они несколько секунд, имея в виду президента Петра Порошенко.

– Молодцы, отработали! – нашелся Насиров.

– Рома, а можно в твоей лондонской квартире ветераны АТО поживут, пока ты в СИЗО? – не остались в долгу активисты.

Тем временем парни из Нацкорпуса Белецкого выносили во двор суда свои пуфики – решение суда повода для недовольства у них не вызвало.