Мафия медиков. Кто сядет на потоки в результате медицинской реформы

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Кого из политиков медреформа отдалит от кормушки Минздрава, а кто, наоборот, получит к ней доступ

"Под пенсионную реформу я вижу голоса в парламенте. К сожалению, с медицинской реформой сложнее. По ней даже в коалиции есть вопросы", — говорил замглавы фракции БПП Игорь Кононенко за месяц до голосования медреформы. Но его опасения не оправдались: 19 октября документ, предложенный и. о. министра здравоохранения Ульяной Супрун, неожиданно приняли во втором чтении. Его поддержали 242 депутата — на 16 больше, чем требуется для успешного голосования. Кроме фракций власти в поддержку документа выступили большинство радикалов Ляшко и "Воля народа". Оппозиционный блок, "Видродження" и "Батькивщина" голосов не дали. Если реформа запустится, от ее успеха будет зависеть будущее не только главы Минздрава, но и премьера.

Впрочем, эпопея с блокированием медицинской реформы не закончилась. На следующий день после принятия закона трое народных депутатов зарегистрировали в парламенте проект постановления об отмене этого решения. Тем самым запуск реформы заблокирован минимум до 7 ноября — начала следующей пленарной недели. Согласно регламенту ВР, спикер Андрей Парубий не может подписать закон о медреформе и передать его президенту, пока депутаты не рассмотрят проект постановления о ее отмене.

Фармбизнес против

То, что голосование за медреформу будет сложным, стало понятно 17 октября, когда депутаты принялись рассматривать пакет из около 900 правок к законопроекту. Тогда в сессионном зале сидели приблизительно 80 депутатов, и каждая правка набирала не больше 30 голосов. В итоге за два дня работы парламентарии отклонили большинство предложенных изменений, не набрав для их принятия необходимого количества голосов. В день окончательного голосования за медреформу ее ярые противники не теряли надежду все провалить. Они то и дело расхаживали между рядами сессионного зала и уговаривали коллег не поддерживать инициативу Ульяны Супрун.

Причина непринятия, по всей видимости, кроется в личной заинтересованности конфликтующих сторон, а не в их обеспокоенности будущим украинской медицины. "Ее [медреформу] блокируют фармацевтическая и другие околомедицинские мафии, которые годами наживаются на пациентах, как пиявки, выкачивая из больного последнюю копейку", — написала на своей странице в Facebook первый вице-спикер парламента Ирина Геращенко накануне голосования.

Fullscreen

Общая победа. Народный депутат Сергей Березенко поздравляет Ульяну Супрун с принятием медицинской реформы

Самые ярые противники медреформы Супрун в Верховной Раде — глава профильного парламентского комитета Ольга Богомолец, фракции "Батькивщины" и Оппозиционного блока. Реформа отдаляет близких к ним представителей фармбизнеса от минздравовской кормушки, разрушая многолетние коррупционные схемы, по которым пациентам по завышенным ценам продавали ненужные лекарства. Богомолец и Супрун впервые публично поссорились именно на этой почве. В январе нынешнего года депутат поддержала Бориса Тодурова, директора Национального института сердца, который обвинял Минздрав и лично главу ведомства в срыве программы закупок лекарств и медицинских изделий от сердечнососудистых заболеваний — всего на сумму 364 млн грн. Недовольство Тодурова было связано с тем, что Супрун пресекла схемы, по которым компании-посредники закупали для министерства лекарства по завышенным ценам, зарабатывая на этом миллиарды бюджетных денег. Летом Богомолец просила президента Петра Порошенко присвоить Борису Тодурову звание Героя Украины, а медицинскую реформу Ульяны Супрун назвала геноцидом украинского народа, пугая украинцев массовым закрытием больниц и увольнением врачей. Глава Минздрава эти обвинения не раз опровергала, объясняя, что реформа не предусматривает закрытия больниц. "В нашем законопроекте нигде не написано о закрытии больниц. В Конституции, которой мы придерживаемся, сказано, что закрывать больницы нельзя", — успокаивает Супрун.

Передел влияния

То, что в БПП долго не могли найти необходимых голосов под реформу, в парламентских кулуарах связывают с негласными договоренностями с оппозицией. А вот внезапное успешное голосование — возможное свидетельство создания новых схем, выгодных представителям власти. Активнее всех законопроекты по медреформе лоббировал зампредседателя фракции БПП Сергей Березенко. Он один из соавторов реформы. В неформальных беседах парламентарии называют его наиболее вероятным претендентом на роль "смотрящего" за финансовыми потоками в Минздраве.

Реформа предусматривает создание Национальной службы здоровья — независимого органа, ответственного за финансирование системы здравоохранения. Замминистра Павел Ковтонюк утверждает, что в процесс создания службы вовлечены около 20 работников министерства. Сейчас в ведомстве ждут, когда законы о реформе медицины подпишет президент. После этого Минздрав сможет подать на рассмотрение Кабмина проект постановления о создании Нацслужбы здоровья. Ожидается, что она начнет работу с 2018 года, одновременно с внедрением самой медреформы.

Fullscreen

Солидарный протест. Медицинские работники у Кабмина требуют от Минздрава лучших условий труда

Противники Ульяны Супрун в один голос твердят, что Национальная служба здоровья станет очередным коррупционным монстром, через который приближенные к руководству службы политики будут дерибанить миллиарды, выделяемые на медицину. Такое мнение опубликовал на своей странице в Facebook Игорь Шурма, депутат от Оппозиционного блока: "Вместо того чтобы бороться с коррупцией, депутаты пытаются создать новый коррупционный орган — Национальную службу здоровья". В этом его поддерживает коллега из "Батькивщины" Сергей Соболев. "Контроля над этой новой службой не будет никакого. Ее создали под две вещи: выборы и кормушку под них", — говорит Фокусу Сергей Соболев, замглавы фракции "Батькивщины". Коррупционные риски некоторые депутаты усматривают и в борьбе за финансирование больниц. "Главный врач будет обязан приезжать в Национальную службу здоровья для того, чтобы заключить контракт на получение госфинансирования, — говорит Виктор Бондарь, глава депутатской группы "Видродження". — Насколько я понимаю, врачам придется приезжать не с пустыми руками и договариваться, сколько средств они получат на районную, городскую или областную больницу".

Контролировать Нацслужбу здоровья по законодательству пока действительно некому. Для этого нужен независимый орган, как в случае с Национальным антикоррупционным бюро. Последнее ежегодно должно проходить проверку тремя независимыми аудиторами. Но законопроектов об аудиторе для медицинской структуры, которая будет оперировать миллиардами бюджетных денег, в парламенте еще нет. Поэтому риск, что новосозданный орган возглавят "нужные" власти люди, сохраняется. Впрочем, в Минздраве успокаивают: руководителя Национальной службы здоровья будут выбирать по той же прозрачной процедуре, что и директора НАБУ, а само ведомство подконтрольно Счетной палате, НАБУ и НАПК. Это, считают в Минздраве, минимизирует коррупционные риски.

10 ключевых новшеств медицинской реформы

  1. Украинская система здравоохранения переходит на страховую европейскую модель. Трансформация продлится три года и начнется с изменений в медицине первичного звена — поликлиник, амбулаторий, центров первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП).
  2. С 2018 года заработает национальная страховая система, которая покрывает лечение каждого украинца. Пока что это будет работать только на уровне оказания первичной медицинской помощи.
  3. Пакет услуг медпомощи будет ежегодно устанавливаться Кабинетом министров. Он состоит из трех списков.
    Зеленый — неотложная, первичная и паллиативная помощь (если вы сломали ногу или у вас приступ аппендицита, вас бесплатно вылечат, так же, как и дадут обезболивающее и окажут необходимую медпомощь неизлечимо больному или человеку при смерти).
    Синий — частичное покрытие плановой операции или дорогостоящего лечения.
    Красный — медицинские услуги, которые не будут оплачиваться (эстетическая хирургия, стоматология, кроме детской и экстренной).
  4. Семейного врача и педиатра смогут выбирать сами граждане. Врач и пациент будут подписывать между собой договоры, в которых четко прописывается объем услуг, оплачиваемых из бюджета.
  5. Пациент может поменять семейного врача в любой момент. Понятия "поликлиника по месту прописки" больше не будет.
  6. Лечить и диагностировать врачи будут по утвержденным медицинским протоколам.
  7. Врачи первичного звена смогут самостоятельно выбирать место и организационную форму работы — ФОПы, поликлиники, амбулатории и ЦПМСП.
  8. Врач станет получать зарплату в соответствии с количеством и качеством предоставленных услуг.
  9. С 2017 года отменяется бумажная отчетность для врачей первичного звена.
  10. Создается независимый орган — Национальная служба здоровья (НСЗ), ответственная за финансирование системы здравоохранения. Все бюджетные средства на медицину будут аккумулироваться в НСЗ, а оттуда направляться на покрытие расходов по медицинскому страхованию.

Источник: Минздрав

Фото: Getty Images, УНИАН