Рада, отмена. Когда ликвидируют депутатскую неприкосновенность

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Ликвидация депутатской неприкосновен  ности поможет расследовать коррупционные дела и разрушит круговую поруку среди парламентариев. Но и расправиться с политическими оппонентами станет легче

Из всех требований, которых добиваются митингующие у Верховной Рады, парламент реально начал выполнять только одно — ликвидацию депутатской неприкосновенности. Два соответствующих закона народные депутаты отправили на рассмотрение в Конституционный суд. После его положительного вердикта Рада сможет отменить неприкосновенность. Это произойдет не раньше февраля 2018 года, когда в парламенте начнется следующая пленарная сессия. Впрочем, нет никаких гарантий, что процесс доведут до конца так скоро, — о снятии неприкосновенности с депутатов говорят больше десяти лет.

Бег на месте

Впервые серьезно об отмене неприкосновенности заговорили в середине 2000-х, при президентстве Виктора Ющенко. Его политсила "Наша Украина" даже сделала ликвидацию депутатского иммунитета своим главным лозунгом на выборах 2007 года. Громче всех идею защищал нынешний генпрокурор и тогдашний первый номер избирательного списка Юрий Луценко. Но из-за хронического политического кризиса руки до рассмотрения этой темы не дошли.

Какие-то предметные шаги были сделаны уже после Революции достоинства. В начале 2015 года соответствующий законопроект внес в Раду президент, и спустя полгода получил положительный вердикт КС. На том все и закончилось. Петр Порошенко предлагал снять неприкосновенность не только с депутатов, но и с судей. В итоге судейский иммунитет ограничили в рамках судебной реформы, а проект президента стал неактуальным.

17 октября, с началом акции у стен парламента, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Порошенко внес в Раду новый документ, который касался отмены только депутатской неприкосновенности. Вместе с альтернативным проектом, разработанным полутора сотнями депутатов, его проголосовали и отправили на оценку в КС.

Тексты обоих законопроектов состоят всего из нескольких предложений. Предлагается новая редакция статьи 80 Конституции, из которой убираются две нормы: о том, что народным депутатам гарантируется неприкосновенность, и о том, что депутата нельзя задержать, арестовать или привлечь к уголовной ответственности без согласия парламента. В то же время, как и сейчас, можно будет привлечь парламентария к ответственности за оскорбление или клевету.

В украинских реалиях неприкосновенность приводит к тому, что любой депутат может делать все, что хочется, и ему за это ничего не будет

Единственное отличие между депутатским и президентским законопроектами — сроки. В первом варианте неприкосновенность предлагают отменить сразу после принятия Радой окончательного решения, во втором — только с 2020 года. Как объясняют во власти, раньше закончить рассмотрение вопроса депутаты просто не успеют. "В этот процесс ориентировочно мы войдем осенью 2018 года. Вся процедура затянется до 2019 года. Поэтому президент не ищет временных решений, президент предлагает закон, который изменит жизнь депутатов на десятки лет. Это государственная позиция, поэтому и предлагается такой срок — с 2020 года", — объя­сняет позицию главы государства Ирина Луценко, его представитель в парламенте.

Организаторы акции перед Радой с таким подходом категорически не согласны. Во-первых, тогда депутаты будут пользоваться иммунитетом как минимум до конца нынешнего созыва, во-вторых, Банковая, по их мнению, какими-то хитростями сможет отложить ликвидацию неприкосновенности даже с 2020-го.

Решайте сами

Аргументы в пользу отмены иммунитета хорошо известны. Во-первых, она уравняет депутатов и остальных граждан, лишив первых особого статуса. В украинских реалиях неприкосновенность приводит к тому, что любой депутат может делать все, что хочется, и ему за это ничего не будет. Это вызывает раздражение украинцев просто по факту.

Во-вторых, намного проще будет расследовать уголовные дела, в первую очередь связанные с коррупцией, где фигурируют народные избранники. Долгое и мучительное рассмотрение парламентом отдельных представлений на снятие неприкосновенности с депутатов, которое украинцы могли наблюдать этим летом, тому доказательство. Тем более что согласие на арест или хотя бы задержание своих коллег парламентарии дают далеко не всегда, а без этого эффективное следствие невозможно. В целом вся существующая процедура снятия неприкосновенности выписана так, что у любого депутата, к которому проявила интерес прокуратура или НАБУ, есть масса времени абсолютно законно выехать за пределы Украины.

В-третьих, не секрет, что многие бизнесмены идут в парламент лишь за одним — той самой неприкосновенностью, которая дает возможность намного эффективнее и безопаснее "решать вопросы". Отсюда — массовый подкуп и фальсификации на выборах, которые мешают пробиться в Раду достойным кандидатам. Не будет иммунитета — парламент станет гораздо менее привлекательным местом работы и туда смогут попасть профессиональные политики, а не "решалы".

Глава государства станет главным бенефициаром отмены депутатской неприкосновенности, получив возможность давить на парламентариев через подконтрольную Генпрокуратуру

Впрочем, у отмены депутатской неприкосновенности есть риски. По задумке это инструмент защиты депутатов, в первую очередь оппозиционеров, от уголовного преследования по надуманным поводам. В странах с недостаточно развитой демократией, к которым, несомненно, принадлежит Украина, это один из главных ресурсов для легальной политической борьбы с властью. Вряд ли кто-то рискнет сказать, что украинская прокуратура и МВД — независимые органы, которые руководствуются исключительно законодательством, а не просьбами из Администрации президента и других высоких кабинетов. Сейчас снятие неприкосновенности — относительно сложный процесс, а в случае ее отмены "паковать" любых неугодных можно будет пачками, и пусть потом говорят о репрессиях. Да и многие представители нынешней власти в свою бытность оппозицией к Януковичу пользовались всеми благами неприкосновенности. Например, во время массовых акций объявляли палатки протестующих своей собственностью, которую, по идее, милиция не могла трогать. И часто действительно не трогала.

Решить эту дилемму со ссылкой на пресловутый "европейский опыт" не получится. В развитых странах есть масса различных подходов к неприкосновенности. Например, в Бельгии депутата нельзя доставить в суд или арестовать без разрешения соответствующей палаты парламента (разве что если парламентария задержат на месте преступления). Но эта норма действует только на время парламентской сессии. В Испании неприкосновенность распространяется лишь на гражданские дела, а в соседней Португалии — на те нарушения, за которые предусмотрено до трех лет тюрьмы. Словом, каждая страна сама определяет, как, когда и за что можно или нельзя арестовывать и сажать депутатов.

В 2015 году Венецианская комиссия уже анализировала проект Порошенко, о котором мы упоминали, и пришла к выводу, что никаких единых стандартов по этой теме нет. Впрочем, в комиссии подчеркнули, что полная отмена иммунитета составляет угрозу для независимости парламента.

Будет что обещать

На первый взгляд, рассмотрение обоих законов по неприкосновенности не должно занять у Конституционного суда много времени. Сами законы короткие, анализировать особо нечего, да и в 2015-м тот же КС уже рассматривал идентичный законопроект и во всем разобрался. Но, судя по высказываниям Ирины Луценко, власть ориентируется (или дает судьям сигнал), что с этим вопросом спешить незачем.

Даже если законопроекты получат положительную оценку КС и к осени они вернутся в парламент, не факт, что там найдутся нужные 300 голосов в их поддержку. В разгаре будет избирательная кампания, многие из депутатов уже сейчас дают понять, что снимать с себя неприкосновенность не желают, хотя такое обещание давали лидеры всех промайдановских партий и лично президент. "Считаю, что уже на следующей сессии Верховная Рада не растратит смелость и даст триста голосов за окончательное и бесповоротное решение этой проблемы", — написал Петр Порошенко на своей страничке в Facebook 19 октября.

Потенциально именно глава государства станет главным бенефициаром отмены неприкосновенности, получив возможность давить на депутатов через подконтрольную Генпрокуратуру. Но палка о двух концах — отмена депутатского иммунитета развяжет руки и НАБУ, которое президенту не подчиняется и сможет таким образом задерживать лояльных и к нему депутатов.

Не исключено, что парламентарии эту тему просто заговорят, как бывало ранее. Кто-то предложит вместе с отменой депутатской неприкосновенности аннулировать неприкосновенность президента, кто-то потребует в пакете принять закон об импичменте, появятся новые инициативы, законопроекты и предложения. В итоге результат будет нулевым, а на выборы-2019 партии снова пойдут с лозунгом "Отменим депутатскую неприкосновенность!". И это будут те же люди, которые уже обещали раз и навсегда закрыть этот вопрос еще на выборах 2007 года.