Большой побег. Краткие выводы из истории с задержанием Саакашвили
Экс-президент Грузии выиграл очередную битву, но рискует проиграть войну
Воскресный "марш за импичмент" хоть и не стал самой массовой акцией со времен Евромайдана (полтора месяца назад, на Покрову, правые собрали гораздо больше людей), но дал сторонникам Саакашвили основания для оптимизма– все же на улицы вышли тысячи, а не сотни. Но никакого развития акция не получила, помитинговали и разошлись. Во вторник возобновляла работу Верховная Рада, фракции продвигали свои повестки дня, но внезапно власть подарила Саакашвили шанс стать безусловным ньюзмейкером №1. Какие выводы из событий вторника можно сделать.
1
Правовое поле страны продолжает деградировать. Политическая целесообразность и "требования момента" его регулярно заменяют. Подозреваемый в уголовном преступлении силой вырывается из рук правоохранителей, выступает в сорока метрах от парламента страны, его спокойно слушают сотни стоящих рядом полицейских, он заканчивает речь и идет общаться со своими соратниками – такая картинка слишком абсурдна даже по украинским меркам.
2
Прямое следствие предыдущего пункта - государство продолжает терять монополию на насилие. Доверия к силовым структурам и действиям власти в целом все меньше. Они подгадывают свои действия "под ситуацию". Если есть высокий политический риск, например, силового разгона митинга, то никто разгонять не будет, а не видно такого риска – митингующих отправят по автозакам, больницам или, как минимум, по домам. Следовательно, доверия к таким силовикам будет еще меньше. Замкнутый круг.
3
Есть вопросы к профессионализму силовиков. Когда генпрокурор рассказывает с трибуны Верховной Рады, что группа сторонников Саакашвили разбила на две части и нейтрализовала отряд СБУшников, а те ничего не могли с этим сделать – особой веры в такую спецслужбу не будет. Действия полиции во время блокады на Трехсвятительской тоже непонятны. Они зачем-то упорно пытались прорваться вверх по узкой улочке, вместо того, чтобы выдавить немногочисленных блокадников вниз на пустую Европейскую площадь и тем самым закончить "спецоперацию". А после того, как Саакашвили удалось вырваться из окружения, полиция и вовсе утратила интерес к происходящему. Никто не мешал колонне пройти маршем к Верховной Раде, перекрыв Майдан с окрестностями, встречные патрульные машины испуганно сворачивали на боковые улицы. Разве что кто-то изначально дал силовикам команду особо не усердствовать.
4
Пока эта версия не подкрепляется ничем, кроме общих рассуждений, но подчиненные Арсена Авакова уж слишком пассивно ведут себя во всех эпизодах с Саакашвили. Сперва пограничники позволили ему прорваться через украино-польскую границу. Говорят, Петр Порошенко был этим очень недоволен. Потом полиция фактически не мешала установке палаточного лагеря под парламентом – и на Банковой по этому повод состоялся серьезный разговор между президентом и главой МВД. Сейчас они имели все возможности разблокировать машину с Саакашвили, но почему-то этого не сделали. Можно предположить, что силовики и их начальник просто бояться большой крови, а Саакашвили этим пользуется. Но такая версия почему-то кажется наивной.
5
Петр Порошенко, который, по словам своего представителя в парламенте Ирины Луценко, находится "над схваткой", пока выглядит главным проигравшим. Во-первых, как-то надо объяснять Западу усиливающееся давление на Саакашвили и его окружение. Там уже дали понять, что будут внимательно следить за этой историей. Во-вторых, это разрушает образ "крепкого руководителя", который уверенно держит ситуацию под контролем, а именно так хочет выглядеть Порошенко в глазах электората. Ну а его пафосные тезисы о "правовом государстве" и "верховенстве закона" на этом фоне и вовсе несуразно выглядят. А лишение Саакашвили гражданства кажется просто грубейшей ошибкой, причиной всех дальнейших проблем.
6
Сам же Саакашвили в очередной раз доказал, что по уровню политического шоуменства равных ему в Украине, похоже, нет. Использовать крышу многоэтажки как трибуну и угрожать с нее спрыгнуть – до такого даже у нас никто еще не додумался. Как результат – максимальное внимание украинских и международных СМИ (последнее, пожалуй, даже важнее). Это уже вторая его победа после прорыва через границу. Саакашвили опять показывает "за кем сила", демонстрирует всем, что умеет добиваться своего и готов на все. Захотел попасть в Украину – попал, не захотел попадать за решетку – не попал. Но и ставки он, конечно, поднимает выше некуда. Саакашвили выиграл пару битв, но очень рискует проиграть войну. Успешная депортация в родную Грузию (хотя в способности наших силовиков ее провести верится все меньше) – и он очень быстро выпадет из украинской политики. Народ у нас очень забывчивый, политикум - тем более. А революция и "народный импичмент" все так же далеки, несмотря на все старания.
7
Как будет развиваться история с "пленками Луценко" и "деньгами Курченко", пока непонятно. Вполне ожидаемо, фанаты Саакашвили и он сам все категорически отрицают, а сторонники власти сразу все приняли на веру. Те, кто не относятся ни к одному из лагерей, разделились. С одной стороны, есть осторожный скепсис – власти опять-таки мало кто доверяет, с другой – в украинской политике не может быть ничего невозможного. Даже того, что об этой истории вскоре все забудут, хотя бы на время.