Суд идет, Михо поет. Как проходило заседание по делу Саакашвили

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

11 декабря в Печерском суде Киева выбирали меру пресечения для задержанного ранее Михаила Саакашвили

Накануне судебного заседания, где обвиняемым выступал Михаил Саакашвили, сенсаций не ожидалось. Прокуроры заявили, что будут настаивать на взятии бывшего президента Грузии под круглосуточный домашний арест с ношением электронного браслета и мало кто сомневался в том, что такое решение будет принято. Тем не менее, судебный процесс был жарким. Адвокаты настаивали на полном освобождении Саакашвили, поскольку, по их мнению, дело против их подзащитного сфабриковано и политически мотивировано. Напомним, уголовное дело в отношении бывшего президента Грузии возбуждено по статье 256 УПК (содействие преступной организации) и предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трех до пяти лет.

В Печерский райсуд столицы Михаила Саакашвили доставили около девяти утра понедельника. В здание суда, оцепленное четырьмя кордонами полицейских, беспрепятственно пропустили адвоката Руслана Чернолуцкого, а также супругу бывшего грузинского президента Сандру Рулофс. Журналистов, а также рядовых граждан, пришедших поддержать Михаила Саакашвили, к зданию долго не пропускали. Проход был открыт лишь для сотрудников суда, да и то после предъявления ими служебных удостоверений.

Фокус пообщался с адвокатом Саакашвили Русланом Чернолуцким, прежде чем он вошел в здание суда. Защитник экс-президента Грузии спрогнозировал, что судебный процесс будет длительным и изнурительным хотя бы потому, что у адвокатов есть более страниц документов, на каждом из которых изложены доказательства невиновности их подзащитного, и они "будут аргументировано по молекулам разбивать аргументы обвинения". Вскоре стало известно, что "дело Михо" будет рассматривать судья Лариса Цокол.

Штрих к портрету судьи

Судья Лариса Цокол рассматривала ряд резонансных дел, где обвиняемыми были известные политики. В частности, после первого ареста Геннадия Корбана, именно она приняла решение освободить его из-под стражи. Также Цокол была одной из судей в процессе над народным депутатом Игорем Мосийчуком, однако адвокаты депутата добились ее отвода.

В 2015 году Лариса Цокол отклонила требования стороны обвинения о взятии под стражу "бриллиантового" прокурора Александра Корнийца.

Судебное заседание проходило в том же зале, где в свое время ожидали приговора Юлия Тимошенко и Юрий Луценко

В 2010 году Цокол взяла самоотвод при слушании жалобы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Леонида Кучмы и Владимира Литвина по жалобе представителя Мирославы Гонгадзе Валентины Теличенко.

В 2015 году на ступеньках своего дома в Киеве расстреляли мужа Ларисы Цокол.

Зал с историей

Судебное заседание проходило в том же зале, где в свое время ожидали приговора Юлия Тимошенко и Юрий Луценко. Изменилось разве что напоминающее аквариум пространство, где содержатся задержанные: вместо клетки – прозрачные стекла.

Михаил Саакашвили предстал перед судом в черном костюме и выглаженной белой рубашке. "Вы же понимаете маразм ситуации и то, что это дешевый цирк, где в роли клоунов выступает высшее руководство страны. Они позорят Украину на весь мир и портят имидж страны", - отметил Саакашвили в комментарии Фокусу на подходе к "аквариуму". Оказавшись в стеклянном боксе экс-глава грузинского государства громко заявил, что "борьба продолжается" и инициировал массовое исполнение гимна Украины. Петь "Ще не вмерла України..." в набитом зале судебных заседаний было кому. Поддержать Михаила Саакашвили пришли более 15 народных депутатов, в числе которых Юлия Тимошенко, Дмитрий Добродомов, Мустафа Найем, Юрий Деревянко, Игорь Луценко, Александр Опанасенко и другие. В суд также приехали и бывшие парламентарии Анатолий Гриценко и Николай Катеринчук.

Лучшая защита — нападение

Интересы Михаила Саакашвили в суде представляли трое адвокатов: Руслан Чернолуцкий, Павел Богомазов и Валерия Коломиец. Фокус общался с каждым из них и все в один голос твердили: уголовное дело шито белыми нитками, поскольку власть хочет любыми способами изолировать Михаила Саакашвили от активной политической деятельности.

Вначале судебного заседания адвокаты Саакашвили озвучили ряд ходатайств. В частности, сторона защиты настаивала на том, чтобы бывшего президента Грузии освободили из стеклянного бокса и позволили ему сидеть рядом с адвокатами. Это прошение стороны защиты было удовлетворено.

Также защита потребовала отвода прокурора Александра Говорущака. Аргументы - при задержании Саакашвили присутствовал именно этот прокурор, который, по мнению адвокатов, нарушил множество процессуальных норм. Среди прочего, речь шла о том, что при задержании к экс-президенту Грузии не были допущены адвокаты, а сам Саакашвили не подписывал лично ходатайство прокуроров об избрании ему меры пресечения. В конечном счете судья постановила вручить Михо документ прокуратуры непосредственно в зале суда. "Сейчас это выглядит лучше, чем за углом возле туалета в СИЗО", - иронично отметил Михаил Саакашвили, принимая документ.

Один из главных аргументов защиты - серьезная нестыковка в показаниях свидетелей – агентов СБУ "Волка" и "Зайца"

"Когда я был на крыше, ко мне подошел прокурор и сказал: даю честное слово прокурора, вас никто не будет задерживать. Я возвращаюсь в квартиру, прокурор достает бумагу и говорит - вы задержаны. Вот оно, лицо прокуратуры Луценко-Пшонки", - съязвил Саакашвили. Между тем, убедительных оснований для отстранения прокурора судья не увидела.

Адвокаты, впрочем, пошли дальше и потребовали отстранения всех прокуроров, принимавших участие в судебном процессе. "Эта группа прокуроров управляется непосредственно Луценко, который нарушил подследственность: дело Михаила Саакашвили подпадает под юрисдикцию полиции, а его передали СБУ. Исполняя личные поручения генпрокурора, они сфабриковали дело. Мы считаем, что доказательства обвинения собирались незаконным способом еще до внесения дела в реестр досудебных расследований", - аргументировала адвокат Валерия Коломиец.

Кстати, защита от начала и до конца судебного заседания настаивала: Саакашвили не задержали, а выкрали. Адвокаты также иронизировали, мол, Саакашвили объявили в розыск, хотя он все время находился в центре Киева возле стен парламента "на глазах у тысячи людей". Один из адвокатов экс-президента Грузии Павел Богомазов сделал акцент на том, что на так называемом "Михомайдане" находятся не только соратники Саакашвили по из "Руха новых сил" (хотя именно его обвиняют в содействии "госперевороту"), но и представители других партий, таких, например, как "Свобода".

Один из главных аргументов защиты - серьезная нестыковка в показаниях свидетелей – агентов СБУ "Волка" и "Зайца". "Если верить данным прокуратуры, то свидетельские показания о свершившейся передаче "денег Курченко" на осуществление госпереворота в стране были даны раньше, чем состоялась сама передача", - недоумевал адвокат Павел Богомазов.

В перерывах многочасового заседания Саакашвили активно общался с пришедшими его поддержать политиками. Он долго о чем-то шептался с Юлией Тимошенко, которую на камеры буквально засыпал комплиментами, дескать, сам голодал три дня, "а Юля продержалась 28 и выглядит просто великолепно". Депутату Юрию Деревянко Саакашвили рассказал, что, пребывая в камере изолятора СБУ, слышал его голос во время митинга, прошедшего на выходных "и это очень и очень подняло мне настроение". В ходе самого судебного процесса Михо рисовал в блокноте витиеватые фигурки — в основном пирамиды.

Сторона обвинения

По версии прокуратуры, беглый олигарх Курченко якобы должен был давать на "Михомайдан" миллион долларов в месяц. А Михаил Саакашвили должен был организовать акции протеста, целью которых был захват власти в Украине.

Кроме того, прокурор Александр Говорощук заявил, что главной причиной необходимости домашнего ареста Саакашвили является тот факт, что российские спецслужбы могут попытаться убить лидера "Руха нових сил".

Сторона обвинения настаивала на том, чтобы возле квартиры Михаила Саакашвили дежурила круглосуточная охрана

"От Главного управления СБУ в Киеве и Киевской области поступило сообщение, что спецслужбы Российской Федерации принимают меры для выхода на Саакашвили и Северина Дангадзе (второй подозреваемый в сотрудничестве с Курченко. – Фокус). Для дестабилизации ситуации в Украине российскими спецслужбами может быть предпринята ликвидация Саакашвили и Дангадзе... Учитывая изложенное, прошу применить к подозреваемому Саакашвили меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста", - заявил прокурор Говорущак.

Сторона обвинения настаивала на том, чтобы возле квартиры Михаила Саакашвили дежурила круглосуточная охрана. "Другие меры, такие как личное обязательство или личное поручительство, не могут обеспечить охрану его жизни", - заявил прокурор.

Обвинение утверждает, что задержание Михо прошло в присутствии адвоката Богомазова, "поэтому ни о каком нарушении процессуальных норм не может быть и речи". Впрочем, в режиме "не для записи" представители стороны обвинения признавались: "засветив" с парламентской трибуны аудио- и видеозаписи, где якобы Михаил Саакашвили вел переговоры с представителем Курченко о получении денег, генпрокурор обесценил их доказательность для судебного разбирательства. Помимо этого, Юрий Луценко не один раз назвал Михаила Саакашвили преступником, что является грубым нарушением (пункт 2, статьи 6 Европейской конвенции о правах человека гласит: каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком). Ссылаясь именно на эту норму Европейской конвенции адвокаты при каждой возможности обвиняли прокуроров в грубом нарушении презумпции невиновности.

Поручители для экс-президента

После того, как в суде выступили стороны защиты и обвинения, слово предоставили депутатам, которые захотели взять Михаила Саакашвили на поруки. Таких нашлось 13: Дмитрий Добродомов, Виталий Куприй, Иван Крулько, Алена Шкрум, Игорь Луценко и другие. В своем заключительном слове Михаил Саакашвили отметил, что среди тех, кто хочет взять его на поруки, "на 80% есть будущий президент и премьер Украины". "Все поливают украинскую власть. Россия счастлива, а Украине позор. Такой негативной пропаганды Украина не имела со времен второго Майдана. Меня Порошенко и Луценко очень оскорбили, обозвав агентом ФСБ. Я обижен глубоко. Мою прабабушку убило НКВД, а деда убили в ГУЛАГе", - сокрушался Саакашвили.

В конечном счете судебное заседание завершилось фиаско стороны обвинения: судья Лариса Цокол в полном объеме отклонила ходатайство прокуратуры и отпустила экс-президента на свободу. По ходу рассмотрения дела и после оглашения решения суда сторона обвинения отказывалась от общения с журналистами.

Соратники Михаила Саакашвили решение суда называют пощечиной для власти и прогнозируют, что на Банковой для "сохранения лица" уже в ближайшее время будут инициировать отставку одного из двух силовиков: либо генпрокурора Юрия Луценко, либо главы СБУ Василия Грицака.