Зачем Украина Европе. Топ-менеджер ЕБРР об украинских реформаторах и реформах
Сегодня многие европейские политики говорят о том, что пришло время отказаться от поддержки Украины. В колонке для Financial Times Управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Фрэнсис Малиж объясняет, есть ли в стране реальные реформаторы и на чем им нужно сконцентрироваться
В последние недели авторитет украинских правоохранительных органов был подорван из-за скандальной неудачной попытки арестовать бывшего президента Грузии и экс-главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили, - утверждает Фрэнсис Малиж. Плюсов в глазах западного сообщества не прибавляет и ситуация с НАБУ, полномочия которого пытается урезать парламент. Не спешат в Украине и с проведением земельной реформы, которая предполагает снятие моратория на продажу сельскохозяйственной земли и дает украинцам фундаментальное право самостоятельно распоряжаться своими паями. В результате все больше западных аналитиков заявляют, что страна не в состоянии реформироваться, так как погрязла в коррупции,а украинских политиков и высших государственных чиновников они обвиняют в саботаже реформ.
Легко говорить об Украине как об одном актере: "Украине нужно…", "Украина запустила…". Но, как и везде, украинское правительство состоит из множества людей, чьи способности и готовность к реформированию сильно отличаются. Одни являются настоящими реформаторами, другие — глубоко консервативны. Настоящие украинские реформаторы — выходцы из разных слоев общества, из государственного и частного секторов, молодые и пожилые, из Украины и из-за рубежа, это женщины и мужчины, на многое готовые ради своей страны.
Три черты реформаторов
Украинские реформаторы мужественны и решительны. Очень часто они и их семьи получают в свой адрес угрозы, им приходится сталкиваться с множеством препятствий. "Когда меня спрашивают, каковы наиболее важные характеристики реформатора, позволяющие ему достигать исключительных результатов, я всегда называл мужество и решительность. Компетентность тоже важна, но она занимает третье место", — пишет Фрэнсис Малиж.
Но у реформаторов Украины есть еще одна отличительная черта: они рассчитывают на международное сообщество, чья помощь обеспечивает Украине реальные результаты. Многие инициативы финансируются в рамках международной технической помощи. Например, Европейский банк реконструкции и развития при содействии ЕС создал группы поддержки реформ в ключевых министерствах. На его счету содействие в реформировании одной из крупнейших и самых закрытых госкорпораций страны Нафтогаза, цель которого — превратить убыточное и коррумпированное предприятие в прибыльную компанию.
"Подход к поиску инвесторов должен быть максимально структурирован и понятен, поскольку до сих пор реализация множества инвестпроектов сводилась лишь к принятию какого-то очередного закона, реальной поддержки инвесторов не было"
Международное сообщество принимает участие в разработке самой архитектуры реформ, порой весьма революционной, как в случае с реорганизацией банковской сферы, когда НБУ решился на "капитальный ремонт" банковского рынка. Наконец, определенный вес для украинского правительства несет само слово, мнение, аналитика международных финансовых институтов и дружественных Украине стран.
Двигатель экономики
Через четыре года после Революции достоинства Украина пришла к неопределенности. Приближается время президентских выборов, к тому же план МВФ, выступающий своеобразным зонтиком для всего реформаторского сообщества и обеспечивающий стабильность финансовой системы страны, действует лишь до марта 2019 года.
Для реализации реформ в это время необходим подход, который бы тесно координировал позиции международного сообщества и Украины в отношении ее стратегических целей и задач. Для Украины благоприятно складывается ситуация и на международной арене: в следующем году руководство в "Большой семерке" перейдет к ее большому другу Канаде, что благотворно повлияет на продвижение в мире интересов страны.
Теперь Украина должна тщательно работать над привлечением инвестиций, чтобы превратить их в основу реализации реформ и развития экономики в целом. Подход к поиску инвесторов должен быть максимально структурирован и понятен, поскольку до сих пор реализация множества инвестпроектов сводилась лишь к принятию какого-то очередного закона, реальной поддержки инвесторов не было. Зато в государственных закупках при четком соблюдении всех стандартов страна экономит до трети сметных бюджетов, раньше эти деньги шли на откаты или разворовывались.
Многие инвестиции, даже в частном секторе, могут быть структурными. Необходимо развивать кредитование госбанками малых и средних предприятий, земельную реформу привязать к крупной программе кредитования сельского хозяйства или к созданию фонда, который бы гарантировал мелким фермерам доступ к финансированию.
Международные доноры могли бы помочь Киеву и с реконструкцией железных дорог. Это позволит увеличить их пропускную способность и нарастить европейский экспорт через Украину в страны Азии. Взамен украинское правительство получило бы разгрузку автомобильных дорог и возможность ограничить по ним перевозку грузов грузовиками.
Для реализации таких масштабных проектов требуется увеличение рабочей силы, что благоприятно отразится на макроэкономической ситуации в Украине и уменьшит число потенциальных рабочих мигрантов в страны ЕС. Необходимо создать также Антикоррупционный суд и реформировать Генеральную прокуратуру.
"Если международное сообщество отвернется от Украины, это будет означать отказ не только от государства, но и от мужественных и решительных людей, которые реформируют страну и нуждаются в нашей поддержке, — пишет Фрэнсис Малиж. Если сейчас Запад поможет Украине, в будущем сильная и процветающая Украина поможет ему".
По материалам: Financial Times
Перевод Даниила Непочатова