Спасти или уничтожить: об итогах и перспективах нефтяной отрасли Украины
Украина имеет одни из самых больших запасов нефти в Европе. Эксперты утверждают, что уже сегодня Украина может добывать до 10-12 млн. тонн нефти в год, однако, необходимы инвестиции для разведывательных работ и, очевидно, реформирование отрасли
О том, каким был 2017 для украинского нефтяного сектора и перспективы отрасли - в проекте "ЭнергоНЕзависимость" на "5 канале" с автором и ведущим, аналитиком по вопросам энергетики Николаем Войтивом и Александром Лактионовым, экспертом нефтегазового сектора.
Дрогобычский НПЗ является одним из старейших в мире нефтеперерабатывающих заводов (1863 год).
Учитывая огромный потенциал нефтяной отрасли на сегодня, очевидно, что украинский НПК (нефтеперерабатывающий комплекс) в состоянии стагнации. Частные владельцы НПЗ не вкладывают средств в модернизацию инфраструктуры заводов, зато это влияет на качество сырья. "Мы действительно зависимы от импорта дизельного топлива более чем на 80%, бензина - более 70%, сжиженного газа, который используется в качестве топлива для автомобилей - на 75%. Это очень высокий процент, из них 50% зависимости от России и 20% - от Беларуси", - отметил эксперт нефтегазового сектора Александр Лактионов и добавил: "За последние три года за счет средств украинских граждан, которые купили белорусский бензин, который действительно является качественным, мы инвестировали столько средств в экономику Беларуси, что это позволило им несколько раз модернизировать собственное производство ".
Почему эти средства не направляются на модернизацию собственного НПК? Хотя очевидно, что трейдинг нефтепродуктами приносит быстрые и высокие прибыли, а инвестировать в развитие инфраструктуры нужно значительные средства и долго ждать получения прибыли. И это негативно влияет на развитие отрасли и ее перспективы. Если бы в Украине инвестировали средства в разработку и разведку нефти, то стоимость бензина была бы ниже. Поскольку Украина зависима от импорта нефти, цены на бензин будут оставаться европейскими и продолжать увеличиваться.
УКРАИНСКИЙ РЫНОК ЗАВИСИМ НА 80% ОТ МИРОВЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ (БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО), ИМЕННО СТОЛЬКО ИМПОРТИРУЕТСЯ ИЗ РОССИИ И БЕЛАРУСИ.
В начале 90-х годов мощность нефтеперерабатывающего комплекса составила примерно 50 млн. тонн в год, на сегодня эта цифра составляет не более 2-2,5 млн. тонн в год.
В 2017 ГОДУ ДОБЫЛИ ТОЛЬКО 2100 МЛН ТОНН НЕФТИ, ИЗ НИХ 1800 МЛН ТОНН ДОБЫЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ, 300 ТЫС. ТОН - ЧАСТНЫЕ.
После Великобритании, Украина занимает второе место среди крупнейших систем магистральных нефтепроводов. Сравнивая стоимость дизельного топлива и бензина той же марки в Украине и Англии, было установлено, что за литр горючего стоимость составляет соответственно 27,95 грн. и 50 грн - дизтопливо и 31,62 грн. и 48,80 грн. - бензин соответственно. При этом минимальная зарплата англичанина составляет 55 367 000 гривен, а украинца - 3723 грн. Соответственно, украинец может приобрести всего 133 литра горючего за свои деньги, в то время, как англичанин на свою минимальную зарплату - 1104 литра.
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА УКРАИНЦА НА 1387% НИЖЕ, ЧЕМ У АНГЛИЧАНИНА. В ТО ВРЕМЯ, ТОПЛИВО В УКРАИНЕ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ, ВСЕГО НА 54% - НИКОЛАЙ ВОЙТИВ.
ЧТОБЫ УКРАИНЕЦ МОГ ПРИОБРЕСТИ ТАКОЕ ЖЕ КОЛИЧЕСТВО ТОПЛИВА ЗА СВОЮ ЗАРПЛАТУ, КАК АНГЛИЧАНИН, ЕГО СТОИМОСТЬ В УКРАИНЕ ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ 3,30 ГРН ЗА БЕНЗИН И 3,37 ГРН ЗАДИЗТОПЛИВО.
Что касается транспортировки нефти, то общая мощность прокачки - около 100 млн. тонн нефти в год, на сегодняшний день прокачивается в год только 16,5-17 млн. тонн нефти.
УКРАИНА ТРАНСПОРТИРУЕТ В ЕВРОПУ ТОЛЬКО РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ МАРКИ URALS.
"Сегодня, когда говорят об украинской энергетике, обходят вниманием нефтяной сектор, хотя на самом деле он имеет аналогичную перспективу создания добавленной стоимости украинской экономики, как и газовый и электроэнергетический сектора", - подытожил аналитик по энергетическим вопросам Николай Войтив.
2018 имеет большую перспективу унаследовать стагнацию нефтяной отрасли, которая имела место в 2017 году, однако при правильном менеджерстве, есть все возможности реформировать отрасль.
Какие перспективы и возможности украинского нефтяного сектора - об этом подробнее в программе.